Режиссер Джанфранко Рози с главным призом фестиваля. Фото Reuters
66-й Берлинский кинофестиваль завершился без сюрпризов - триумфом картины "Огонь в море" Джанфранко Рози. Победу итальянскому документальному фильму о беженцах прочили с самой премьеры. Талантливая режиссёрская работа в сочетании с сюжетом, посвящённым, пожалуй, самой актуальной мировой социально-политической проблеме, не могли остаться не замеченными. "Тема фильма стала темой всего фестиваля", - отметила вручавшая приз Рози председатель жюри Мэрил Стрип.
О ситуации с беженцами на церемонии закрытия Берлинского фестиваля, действительно, говорили не раз: будь то слова благодарности в сторону Германии в целом и Берлинале в частности, принявшим столь активное участие в помощи нуждающимся (по всей территории фестиваля расположены специальные контейнеры для пожертвований), или произнесённые со сцены речи кинематографистов. Например, авторы победивших короткометражек "Якорная стоянка запрещена" (Тайвань) и "Человек вернулся" (Британия-Дания-Недерланды) - обе рассказывают истории беженцев. Или же Мохамед Бен Аттиа, снявший "Хеди". Спродюсированный братьями Дарденн фильм тунисского режиссера был признан лучшей дебютной лентой, а исполнитель главной роли, актёр Мажид Мастура завоевал "Серебряного медведя" за лучшую мужскую роль, сказав, что посвящает награду революционерам Туниса. "Тем, кто пролил кровь за нашу свободу и за возможность снимать кино".
Неожиданных призов не было и в других номинациях. Лучшей актрисой жюри Берлинале признало Трину Дюрхольм из "Коммуны" Томаса Винтерберга. Убедительно сыгравшую, или, как сказала Мэрил Стрип, "прожившую" на экране роль известной телеведущей, придумавшей эксперимент - пригласить друзей снимать огромный дом вместе и жить коммуной - и пострадавшей от этого. В какой-то момент муж приводит в дом любовницу, что вроде не противоречит законам коммуны, но оказывается невыносимым испытанием для героини. Актёрская работа Дюрхольм, действительно, делает фильм Винтерберга чем-то большим, чем обычной социальной драмой. На экране - и история общественных заблуждений, и одновременно история личной трагедии.
Ещё одна женщина-победитель Берлинале-2016 - автор фильма "Будущее" с Изабель Юппер Миа Хансен-Лёве, получившая "Серебряного медведя" за режиссуру. Очевидно, за то, что изобразила историю брошенной мужем немолодой героини, которая, вопреки всем ожиданиям, не ищет ему замену, а учится жить одна. В каком-то смысле действительно нетривиальный сюжет, хотя саму картину выдающейся не делает даже присутствие французской кино-звезды Юппер.
Приз за вклад в киноискусство - тот самый, который в прошлом году достался операторам фильма Алексея Германа-младшего "Под электрическими облаками", - в этот раз получил оператор китайской ленты "Против течения". По изображению, к слову, в чем-то близкой фильму Германа-мл. - постоянный туман, нечеткие контуры, немного ирреальные пейзажи. Не обошли вниманием судьи и фильм из Польши - "Соединённый штаты любви" Томаша Василевского получили приз за сценарий (самим Василевским и написанный). Польское кино на Берлинале в почёте - Малгожата Шумовска, дважды участвовавшая конкурсе и оба раз получавшая призы, в этом году вошла в состав жюри. На фоне ее работ (да и на фоне конкурсных фильмов этого года), однако, фильм Василевского выглядит слабой попыткой снять историю человеческого надлома, вызванного надломом в обществе - в данном случае в Польши в 90-х. На деле получилась невнятная драма о женской сексуальной фрустрации, а вовсе не социально-культурное исследование или размышление о судьбе нации.
Гран-при заслуженно получила Боснийская лента "Смерть в Сараеве" Даниса Тановича, которую накануне признало лучшей ещё и жюри ФИПРЕССИ. Настоящая же интрига с самого начала была связана исключительно с 8-часовым эпосом филиппинца Лава Диаса. "Золотого медведя" жюри "Колыбельной скорбной тайне" все-таки отдать не рискнуло (тем более при наличии фильма про беженцев), но и совсем не отметить картину, за просмотром которой зрители, критики, да и сами члены жюри провели почти целый день, было бы несправедливым. В итоге Диаса наградили почетным и очень подходящим в случае с его работой призом Альфреда Бауэра за открытие новых путей в киноискусстве. "Спасибо тем кинематографистам, которые верят, что кино все ещё может что-то менять", - произнёс со сцены режиссёр. Директор Берлинале Дитер Косслик, вспоминая утреннюю красную дорожку "Колыбельной" (единственный показ в рамках фестиваля начался около 10 утра), в шутку предложил начать с изменения фестивальных правил - перенести все премьеры на первую половину дня, а в конкурс брать только 8-часовые фильмы. После такого, можно смело сказать, что хоть картина Лава Диаса и не получила главный приз, но определённо стала главным событием фестиваля.