0
7072
Газета Кино Интернет-версия

07.04.2022 17:45:00

Отечественные кинокадры решают всё

Борьба за экран в отсутствие конкуренции с Голливудом

Тэги: западные санкции, культура, кино, кинопрокат, артем виткин, интервью

Все статьи по теме "Санкционные войны"

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

западные санкции, культура, кино, кинопрокат, артем виткин, интервью Пока что на экраны возвращается даже советская классика. Фото Гавриила Григорова/ТАСС

В связи с отказом ведущих западных киностудий от проката своей продукции в России отечественные кинотеатры оказались перед угрозой закрытия. Возможно, прокатчикам просто не хватит лент, чтобы заполнить расписание и окупить отрасль. С другой стороны, воодушевились российские кинематографисты. Перед ними теперь открылись новые возможности. Но так ли это? На эту тему в беседе с заместителем главного редактора «НГ» Андреем МЕЛЬНИКОВЫМ рассуждает продюсер и сценарист Артем ВИТКИН.


Получается, для наших кинематографистов наступило время торжества: снимай и продавай кино прокатчикам, которым сейчас нечего предложить зрителям. Или не все так просто?

– Торжествовать вряд ли может кто бы то ни было, хотя бы потому, что сама атмосфера, как бы мы ни называли происходящее, удручающая, и ощущение подавленности разделяют многие мои коллеги, если не все. Но обращаюсь к сути вопроса. С одной стороны, уход американских блокбастеров с российского рынка открывает большие возможности для отечественного производителя. Я сам на протяжении многих лет последовательно выступал, несмотря на мои либерально-рыночные взгляды в принципе, за государственную регуляцию отрасли. Квотирование или другие регуляционные инструменты спасли не одну национальную кинематографию – и французскую, и итальянскую. Даже британское кино было некогда спасено квотами. Я не утверждаю, что квоты – это самое правильное, что можно сделать. Но национальные кинематографии, подобные российской, объективно не могут в честной конкуренции соперничать с лучшими американскими образцами, учитывая ту емкость рынка, на которую ориентирован американский продукт, рекламные и иные ресурсы. С другой стороны, уход блокбастеров ставит под удар всю отрасль в целом. Как минимум кинотеатральный прокат. Сами его участники говорят, что только на российских картинах отрасль вряд ли выживет. Существуют способы спасения. Я думаю, что торговые центры, где расположены кинотеатры, будут готовы опустить арендную плату даже до нуля. Самим ТЦ выгодно создавать поток клиентов. Скорее всего и государство даст субсидии. Но есть еще проблема непосредственно контента. Уже перезапущен прокат некогда успешных российских релизов. Однако нам нужно производить, наверное, в два раза больше фильмов, а на это тоже нужны средства. Для начала производителям фильмов предстоит выпутаться из той ситуации, в которой многие оказались. У кого-то застряли деньги на телеканалах, потому что там упала реклама. Многие мои коллеги оказались в ситуации кассового разрыва, им сейчас надо работать, а как раз сейчас нет денег. А деньги застряли. В основном из-за проблем стриминговых платформ, ведь у них большие сложности с подпиской. Часть платформ связаны с именами, которые попали в санкционные списки. Продюсеры надеются на помощь государства. Причем не только производители мегапатриотического контента. Чиновникам, конечно, придется думать над воспитанием молодежи и идеологией, но они понимают, что людям нужны и просто зрелища.

Предположим, государство поддержит кинематографистов. Хватит ли творческих сил, чтобы удовлетворить эту потребность?

– Кадровая проблема у нас была и раньше. Скорее всего определенный разрыв между количеством и качеством будет. Если стоит задача просто восполнить количественно, «залить экраны», то это ударит по качеству. Но не думаю, что сейчас кто-то ставит перед собой такую задачу. Это просто невозможно сделать. Да, какое-то хорошее российское кино не доходило до зрителя из-за тесноты на рынке, особенно во время пандемии. В 2020 году создалась «пробка» даже из американских фильмов, которые ждали своей очереди выйти на экран.

То есть уже есть готовые российские картины, которые не имели возможности выйти к зрителю, а сейчас у них появилась возможность попасть на экран?

– Да, их можно выпустить. Это во-первых. А во-вторых, даже выпущенные фильмы на фоне того, что происходило с прокатом в то время, остались без должного внимания зрителя. И это не особо связано с их качеством. Не было для них хороших уик-эндов, не было места на рынке. Таких фильмов немало. Поэтому Министерство культуры говорит о перевыпуске картин, которые оказались жертвами обстоятельств во время пандемии.

В каких творческих профессиях ощущается дефицит? Вряд ли в актерском цехе?

– С актерами проблем нет. Наши киновузы ежегодно выпускают тысячи актеров, большинство которых с трудом трудоустраиваются. Самые дефицитные кадры в нашей отрасли – сценаристы. Так было и раньше, а уж сейчас тем более. Не просто авторы, но люди, которые пишут хорошо. Режиссеры, которые не просто умеют поставить кадр и разместить мизансцену, но еще умеют работать с актерами. В последнее время у нас просела режиссерская школа. Почти не осталось мастеров. Некоторые новые классики начали преподавать, но все же дефицит остается. Середнячков много. Ну да, будут больше снимать середнячки…

Изменится ли соотношение авторского и массового кино? Возможно, авторское кино получит шанс прорваться на большой экран?

– Между двумя полюсами – авторское и коммерческое – есть поле для полутонов. Например, арт-мейнстрим, то есть кино, авторское по высказыванию, сделанное со вкусом, но при этом вполне зрительское. Таким лентам зачастую не находилось места на экранах. Это получалось объективно. В году 52 недели. Раз в неделю выходило по блокбастеру, поддержанному крупными телеканалами. Они не давали возможности пробиться не настолько масштабным проектам. Теперь таких блокбастеров, за вычетом американских, будет раза в три меньше. Где-то 10 в год. Соответственно расчистится место для хороших российских фильмов, от которых не ожидают, что они должны собирать сотни миллионов рублей. Подобные парадоксы уже случались во время пандемийных ограничений. Были фильмы, от которых ждали бокс-офис в 10–15 миллионов рублей, а они вдруг выстреливали и собирали гораздо больше. Скажем, фильм «Папы» с Дмитрием Нагиевым в обычное время, как мне кажется, не собрал бы столько, сколько получилось в 2021 году. Есть и еще примеры. То же самое будет, думаю, и сейчас. Середнячок, арт-мейнстрим или просто недорогие мейнстримные картины, не претендующие на звание блокбастера, обретут экранное место и своего зрителя.

Может ли уход Голливуда трансформировать зрительские вкусы, изменить жанровые предпочтения, которые определялись предложением американских кинематографистов? Изменятся ли они на более соответствующие национальным традициям?

– Национальная, а не глобальная вроде американской, кинематография обычно фокусируется на двух жанрах. Это драма, потому что в драме есть социальная, историческая, даже политическая специфика, свойственная именно этой стране. И комедия. Вот два жанра, в которых, как правило, существует национальная кинематография. Скажем, все, что мы знаем о французском кино, – это их замечательные комедии и драмы. В наших обстоятельствах еще будет спрос на то, что некогда ушло с рынка. Например, фантастика. Раньше отечественная фантастика выглядела скорее как недоразумение на фоне американских фильмов, хотя бы потому, что у нас нет таких бюджетов. При этом на техническом уровне российские производители научились делать все это не хуже, вопрос только в бюджетах и целесообразности таких бюджетов. Думаю, ниша фантастики может быть заполнена. Но все зависит от того, как долго продлится кризис. Фэнтези надо заниматься долго.

Учитывая особенности нашего социального развития, предстоит госзаказ на патриотическое кино. Прежде всего на фильмы о Великой Отечественной войне. Не будет ли тут вынужденной конкуренции жанров уже внутри отечественной киноиндустрии?

– В такие времена запрос на патриотическую тематику возрастает. Но вряд возможно только такими фильмами заполнить экран. Посмотрим на Китай. Там патриотические ленты – одна из самых успешных отраслей кинопроизводства. Один из проектов заработал чуть ли не миллиард долларов. Однако основную часть поступлений дали фэнтези, комедии и другие развлекательные жанры. Война – это очень кинематографичная тема. Но от всего можно устать.

Какова емкость этой тематики, она еще не исчерпана? Литературные источники ведь не бесконечны…

– Я думаю, ресурс еще есть. Если взять писателя Бориса Васильева, по одному из произведений которого я сделал сценарий, то даже у него есть произведения, которые не экранизировались или экранизировались очень давно. Вместе с издателями мы ищем новые произведения на эту тему. Есть ведь и современная литература. Насколько она качественная – надо смотреть и думать. Но даже в советской классике запас есть. Измерять его процентами я не могу, потому что самое лучшее уже снято, но обязательно где-то «завалялось» что-то ценное. С творческой точки зрения больше всего преуспеют те продюсеры, кто найдет в этом наследии оригинальные, еще не экранизированные и не похожие на другие истории. 


статьи по теме


Читайте также


Соглашению ОПЕК+ предсказывают вечную жизнь

Соглашению ОПЕК+ предсказывают вечную жизнь

Анатолий Комраков

Россия может потерять до 20% нефтедобычи

0
1193
Индия становится ключевым экономическим агентом России в Азии

Индия становится ключевым экономическим агентом России в Азии

Ольга Соловьева

Нью-Дели ждет от Москвы и сырье, и бомбардировщики

0
1303
У нас

У нас

«НГ-EL»

0
249
Иран посоветовал России лучшее лекарство от санкций

Иран посоветовал России лучшее лекарство от санкций

Анатолий Комраков

Исламская Республика начинает строительство своей экспортной инфраструктуры в других странах

0
3636

Другие новости