0
8502
Газета Кино Интернет-версия

10.05.2022 17:54:00

В прокат выходит новый фильм Сергея Бодрова "Дышите свободно" – мелодрама о логопеде и ее пациентах

Заикнуться о любви

Тэги: кинопремьера, дышите свободно, сергей бодров, кинокритика


кинопремьера, дышите свободно, сергей бодров, кинокритика Бодров снял фильм в жанре камерной мелодрамы и с хеппи-эндом в финале. Кадр из фильма

Первая за без малого десять лет большая режиссерская работа Сергея Бодрова – картина «Дышите свободно» – оказывается на деле камерной мелодрамой, соединяющей извечный любовный сюжет с весьма актуальным даже не для российского, а для мирового кино трендом. Главными героями становятся люди с особенностями, в данном случае – с заиканием, и хоть играют их актеры без речевых проблем, но именно попытки персонажей преодолеть свой «недуг» и с помощью этого встроиться в социум, по задумке, двигают историю и раскрывают характеры. Получается, впрочем, не очень убедительно.

Илья (Евгений Ткачук) и Вера (Полина Пушкарук) знакомятся в группе доктора Черкасовой (Полина Агуреева). Она потомственный врач, логопед и разработала собственную программу по избавлению от заикания. Курс недешевый, занимаются всего около 10 человек, помимо упражнений с дикцией – бегают в парке, медитируют, поют. А еще иногда ходят на личные консультации с Черкасовой: на одной она откровенно признается Вере, которая к этому моменту уже говорит лучше всех своих одногруппников, что одинока, измотана работой и давно не была физически близка с мужчиной. Вера советует обратить внимание на средних лет пациента-воздыхателя, однако доктор уже положила глаз на Илью. На персональную встречу с ним она придет с укладкой, в мини-юбке и с бутылкой вина. Не зная, что на тот момент Илья и Вера уже начали встречаться.

Любовный треугольник получается, конечно, непростым. И дело не только в заикании Веры и Ильи – хотя прогресс последнего под гнетом всей этой драмы в какой-то момент сходит на нет, но и в постепенно рассказываемом зрителю прошлом, бэкграунде персонажей. Люди трудной судьбы – один с боевой контузией, другая из неблагополучной семьи и с опытом насилия на работе – ищут не только медицинской помощи, но и спасения друг в друге. Хрупкий союз разбивает третий, точнее третья, Черкасова, чьи накопленные ментальные проблемы ведут ее к катастрофическому срыву-взрыву, в воронку от которого неизбежно затягивает окружающих.

Похвально, что каркасом истории становится наблюдение за этаким невидимым меньшинством – людьми с заиканием. Пролог фильма – очевидная отсылка к началу «Зеркала». У Бодрова, как и у Тарковского, на экране происходит лечебно-мистический сеанс психологического внушения. Сперва пациенты Черкасовой не могут без запинки сказать даже свои имена, но буквально на глазах, поддавшись ее аффирмациям, раскрепощаются. Снято с явной оглядкой на документальность, но уже на этом этапе правдоподобности не хватает – видишь знакомые лица известных актеров, понимаешь, что и остальные также лишь изображают. Каждый – в меру своего артистического таланта, что порой не идет фильму на пользу, превращая действие если не в фарс, то в кривляние, заставляющее вспомнить о логопеде с «фефектами фикции» в исполнении Ролана Быкова из картины «По семейным обстоятельствам».

Заявленные попытки героев обрести – как в прямом, так и, очевидно, в переносном смысле – голос, быть услышанными, а значит, увиденными, замеченными, полноправными, сводятся к извечным банальным поискам пары, будь то на одну ночь или на всю жизнь. Социальный контекст и подтекст испаряются. Как и разговор о лечении заикания, появившегося у персонажей в результате эмоциональных и физических потрясений, как более широкой терапии психологических травм. Впрочем, пусть и не выполняющая в полной мере свою гуманистическую миссию линия с заикающимися людьми все равно выигрывает у совсем уж пошлой мелодрамы. Сбивчивой, грубой, ведущей к идиллическому хеппи-энду, в котором все обретают мир, покой и любовь. В реальной жизни глаза хотелось бы отвести от того, что видишь что-то слишком личное, здесь – потому что неловко за актеров. 


Читайте также


Средний класс выходит на тропу войны за вакансию

Средний класс выходит на тропу войны за вакансию

Наталия Григорьева

Уволенный семьянин добивается трудоустройства методом исключения конкурентов

0
1454
Кейт Мара вступает в контакт с внеземной формой жизни

Кейт Мара вступает в контакт с внеземной формой жизни

Наталия Григорьева

Космический ужастик, в котором ни разу не показывают космос, выходит в прокат

0
2300
Дженнифер Лоуренс и Роберт Паттинсон умирают от любви

Дженнифер Лоуренс и Роберт Паттинсон умирают от любви

Наталия Григорьева

Влюбленная пара переезжает за город и заводит ребенка – это становится началом конца

0
5483
Бенедикт Камбербэтч уживается с горе-вороном

Бенедикт Камбербэтч уживается с горе-вороном

Наталия Григорьева

В хорроре "Сущность" вдовец пытается справиться с потерей, а скорбь обретает облик птицы ростом с человека

0
7610

Другие новости