0
810
Газета СНГ Интернет-версия

03.03.2000 00:00:00

Позиция президента укрепляется

Тэги: Кочарян, Армения


КАК ИЗВЕСТНО, после террористического акта в Национальном собрании Армении 27 октября прошлого года внутриполитическая ситуация в стране заметно обострилась и сегодня все еще продолжает оставаться непростой. Трагическая гибель спикера НС Карена Демирчяна, премьер-министра Вазгена Саркисяна, ряда других видных политиков шокировала общество. Во властных структурах возник раскол и взаимное недоверие. Некоторые общественно-политические деятели стали открыто требовать отставки президента Роберта Кочаряна. В какой-то момент казалось, что глава государства, лишившись ведущих силовиков и, как представлялось, не имеющий серьезной опоры в парламенте, вынужден будет подчиниться давлению. Однако этого не произошло. И сегодня есть основания предполагать, что позиции президента ощутимо укрепились.

Одним из видимых симптомов этого обстоятельства стало недавнее заявление вице-спикера НС, одного из руководителей Республиканской партии Тиграна Торосяна о том, что "партия не поддерживает те политические силы, которые высказываются за досрочные президентские выборы". Напомним, что республиканцы являются политическим крылом могущественного и авторитетного союза ветеранов карабахской войны "Еркрапа", интересы которого они представляют в парламенте. Именно "Еркрапа" после 27 октября при поддержке своих сторонников в армии активно и последовательно выступал против президента, предъявляя ему разного рода ультиматумы. Как видим, картина изменилась. Более того, заявление г-на Торосяна означает, что и союзники республиканцев по парламентскому блоку "Единство", представители Народной партии Карена Демирчяна склонны к пересмотру своих подходов. Хорошо информированные источники утверждают также, что в кругах военного руководства также нет единства относительно необходимости, а уж тем более неизбежности ухода Роберта Кочаряна в отставку.

Очевидные изменения во взглядах на этот вопрос могут показаться достаточно неожиданными, однако они обоснованны и имеют свои конкретные причины. Уже с первых дней охватившего республику острого кризиса власти было заметно, что общество в целом не склонно поддерживать слишком радикальные перемены. Люди открыто выражали опасения, что они могут привести к еще более тяжелым последствиям. Даже наиболее последовательные оппоненты Роберта Кочаряна признают, что, принудив президента к отставке, его противники неизбежно превратили бы Армению в страну перманентных переворотов и нестабильности. Это именно так, и в первую очередь потому, что ни одна из политических партий и организаций, не говоря уже о силовых структурах, не в состоянии представить народу сколько-нибудь серьезную альтернативную кандидатуру. Именно поэтому уход Роберта Кочаряна с политической арены неизбежно и очень скоро привел бы к самым отрицательным последствиям: обострению борьбы за власть, дальнейшей дестабилизации всех сторон общественно-политической жизни и, не исключено, к прямым силовым акциям, чреватым колоссальными потрясениями. Судя по всему, в Армении очень опасаются повторения негативного опыта Грузии и Азербайджана. В этих странах перевороты и смена власти силой оружия привели к серьезным потерям. В Ереване убеждены, что успехи армян в борьбе за Нагорный Карабах во многом, если не в первую очередь, объясняются фактором национального единства. И сегодня все понимают, что раскол неизбежно станет причиной ослабления военно-политических позиций и Армении, и Нагорно-Карабахской Республики. Общественное сознание явно не готово к такому повороту событий. В этом состоит одна из причин того, что даже в самые острые, самые критические моменты противостояния в высших эшелонах власти народ никак не поддержал противников президента.

Сегодня для многих ясно, что, несмотря на сохраняющиеся противоречия, именно президент Роберт Кочарян олицетворяет собой надежду на сохранение стабильности и порядка и, что не менее важно и актуально, на продолжение миротворческого процесса вокруг Нагорного Карабаха. Нельзя не признать, что ставшие регулярными встречи и прямые переговоры без посредников между Робертом Кочаряном и Гейдаром Алиевым породили заметные надежды и ожидания, что застарелый конфликт удастся решить политическим путем, найти взаимоприемлемый достойный вариант выхода из кризиса.

На этом фоне достаточно бледно и малоубедительно выглядят утверждения некоторых маргинальных политиков - оппонентов Роберта Кочаряна о "нелегитимности" второго президента Армении. Они не находят какого-либо отклика, и не потому, что люди равнодушны к подобным вопросам. Напротив, армянская общественность политизирована даже чрезмерно. Однако эта проблема еще в 1998 г., после внеочередных выборов главы государства, стала предметом досконального разбирательства в Конституционном суде республики. И суд не нашел никаких оснований поставить под сомнение легитимность избранного президента и право Роберта Кочаряна занять этот пост. Кстати, ссылки на "нелегитимность" не нашли понимания и в зарубежных правозащитных и парламентских институциях, куда неоднократно обращались политические оппоненты президента.

Есть и еще одно крайне важное обстоятельство, без учета которого все разговоры о гипотетической смене власти в Ереване выглядят, мягко говоря, дилетантскими пересудами, напоминающими беседы пресловутых "пикейных жилетов". Речь идет о неявном, заботливо камуфлируемом, но от этого не теряющем своего фундаментального значения российском факторе. Не секрет, что армянский генералитет практически однозначно ориентирован на Москву, на продолжение, развитие и укрепление армяно-российского военно-стратегического сотрудничества. Кстати, в становлении этой традиции очень большая заслуга принадлежит экс-премьеру, бывшему министру обороны Вазгену Саркисяну. И, разумеется, такой подход не ставится под сомнение не только военными, но и Республиканской партией, ветеранами из "Еркрапа", да и вообще всеми сторонниками Вазгена Саркисяна, включая и нынешнего главу правительства, его брата Арама. И в этой связи есть все основания с уверенностью предполагать, что и военное, и политическое руководство России отнюдь не с восторгом относится к самой возможности смены власти в Ереване, что вполне понятно. Сегодня Армения остается единственным надежным и перспективным союзником и геополитическим партнером Москвы не только в регионе Южного Кавказа, но и во всей Передней Азии. В условиях продолжающегося противостояния в Чечне, явной активизации фундаменталистских сил и режимов, настойчивого проникновения Запада на постсоветское пространство Армения объективно становится весьма ценным для России форпостом влияния в одном из наиболее сложных, но и наиболее ценных в геополитическом отношении районов планеты. Опираясь на Ереван и свои военные базы, с удовольствием размещенные армянским руководством на территории республики, Россия способна достаточно успешно противостоять всем попыткам вытеснить ее из региона.

В Москве хорошо понимают истинную ценность армяно-российского союза. Не случайно, будучи недавно в Ереване, секретарь Совета безопасности РФ Сергей Иванов подчеркнул, что "Армения продолжает занимать главенствующее место среди стратегических союзников России". Отсюда ясно, что Москва весьма заинтересована в сохранении стабильности в Ереване. При этом тезис о том, что даже в случае смены власти в Армении к руководству придут пророссийские силы, не выглядит слишком убедительно. Дестабилизация, чреватая потерей управляемости даже на не очень непродолжительное время, справедливо порождает у российских политиков понятный скепсис. Степень риска, особенно в существующих обстоятельствах, представляется высокой. Поэтому вполне допустимо предположить, что Москва несколько охладила пыл сторонников немедленных коренных перемен. А мнение российских силовиков, повторим, весьма и весьма важно для их армянских коллег.

Сказанное позволяет сделать вывод, что наметившаяся во внутриполитической жизни Армении стабилизация в целом является объективным процессом, который, вероятно, будет продолжаться, несмотря на реально сохраняющиеся сложности и противоречия. Однако нарастает понимание того, что дальнейшее расхождение позиций способно до основания потрясти всю существующую систему власти и даже стать причиной прихода к управлению внесистемных сил и личностей. Осознание этой опасности постепенно понижает накал борьбы и порождает осторожный оптимизм относительно возможных трансформаций обстановки. Появляется надежда, что чувство ответственности за судьбу нации и государства станет преобладающим и это приведет к нахождению необходимого стране консенсуса.

Кстати, несмотря на алармистские заявления о формировании чуть ли не антипрезидентского правительства, этого не случилось. Роберт Кочарян получил вполне управляемый кабинет министров, что очень важно для сохранения общественной стабильности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Борис Ковальчук займется цифровизацией Счетной палаты

Борис Ковальчук займется цифровизацией Счетной палаты

Ольга Соловьева

Совет Федерации утвердил в должности главного ревизора нацпроектов

0
1244
Адвокатура нашла союзника в "Новых людях"

Адвокатура нашла союзника в "Новых людях"

Екатерина Трифонова

Воспрепятствование профессиональной деятельности защитников становится политическим вопросом

0
1042
Путин укрепляет администрацию Кремля блоком по военно-идеологическому противостоянию с Западом

Путин укрепляет администрацию Кремля блоком по военно-идеологическому противостоянию с Западом

Иван Родин

Николай Патрушев и Алексей Дюмин стали помощниками президента РФ с изначально формальным функционалом

0
1568
Ответственного перед Госдумой правительства пока нет

Ответственного перед Госдумой правительства пока нет

Дарья Гармоненко

Депутаты и сенаторы отчасти использовали новые конституционные полномочия

0
1162

Другие новости