0
1580
Газета СНГ Интернет-версия

14.09.2000 00:00:00

Южная Осетия: что завтра?

Коста Дзугаев

Об авторе: Коста Дзугаев - председатель Госкомитета информации и печати Республики Южная Осетия.

Тэги: грузия, осетия


грузия, осетия Так выглядит столица Южной Осетии - небольшой город Цхинвал в предгорьях Главного Кавказа.
Фото Владимира Сварцевича (НГ-фото)

КАВКАЗ в эти трудные для России годы является одной из ключевых геополитических зон. Здесь непростая конфигурация интересов различных государств, переплетение силовых линий влияния.

По Тойнби-Хантингтону, это зона столкновения "цивилизационных платформ" Запада и России. На этом разломе историей определено место осетинского народа, живущего по обе стороны Главного Кавказского хребта.

До распада СССР осетины были разделены на северную и южную части скорее природно-географически, чем административно-политически: никаких искусственных препятствий для связей между Северо-Осетинской автономной республикой и Юго-Осетинской автономной областью не было (хотя и в советское время ставился вопрос об административно-территориальном объединении осетин). Ситуация кардинально изменилась после прекращения существования СССР, когда в полной мере проявилось то обстоятельство, что северная часть народа живет в России, на территории Республики Северная Осетия (ныне - с прибавлением Алания), а южная часть...

Именно о южной части дальше пойдет речь, так как Республике Южная Осетия (РЮО) 20 сентября исполняется 10 лет, для нашего времени срок немалый.

Новейшая история Южной Осетии по сложившейся у осетинских политологов традиции отсчитывается с 23 ноября 1989 г. В тот памятный день ведомые грузинскими национал-экстремистскими лидерами организации пытались провести митинг в Цхинвале: со всей Грузии было стянуто около 50 000 человек. Колонна была остановлена у въезда в Цхинвал и после суточного противостояния повернула обратно.

На протяжении 1990 г. нажим на южных осетин усиливался, вызывая неизбежную ответную реакцию, и поиск политических форм самозащиты закономерно привел к необходимости повышения статуса от автономной области до республики. Что и было сделано на сессии областного совета народных депутатов по инициативе Тореза Кулумбегова.

Примечательно, что первоначально вопрос о выходе из состава Грузии и обретении независимости не ставился, о чем сегодня вспоминают не часто. Однако Верховный совет Грузии, возглавляемый Звиадом Гамсахурдиа, упразднил Южную Осетию единогласным (!) решением, а 6 января 1991 г., на Рождество Христово, началась вооруженная агрессия против образовавшейся республики, и эскалация конфликта не оставила иного выбора руководству, кроме как принять Акт о государственной независимости (от 29 мая 1992 года). Это были недели и месяцы, когда под ракетно-артиллерийскими обстрелами ежедневно погибали десятки людей.

19 января 1992 г. был проведен референдум, на который выносился вопрос, поддерживает ли народ независимость и (или) воссоединение с Северной Осетией в составе России. Подавляющее большинство голосовавших высказались за независимость. (При этом независимость рассматривалась как ступень к воссоединению в единое осетинское государство.)

В ходе вооруженной борьбы с югоосетинской стороны убиты и пропали без вести более 1000 человек, ранены более 2500, из которых многие потеряли трудоспособность. Для республики с населением 65-70 тыс. (на контролируемой территории) это тяжелые потери - практически нет семьи, куда бы не пришло горе.

Война окончилась 14 июля 1992 г.: согласно Сочинским договоренностям в республику вошли трехсторонние миротворческие силы. Операция расценивается как успешная и продолжается до настоящего времени. Очень важно, что российский миротворческий батальон не может быть выведен без обоюдного согласия сторон конфликта. На фоне начинающегося вывода российских войск из Грузии народ и руководство РЮО решительно настроены на безусловное сохранение присутствия российских военнослужащих.

За десять лет в Республике Южная Осетия упрочились традиции демократизма. Видимо, здесь поле исследования не только для политологов, но и этнопсихологов и историков. Навыки военно-родовой демократии оказались чрезвычайно живучи - помнится, командиры располагавшейся в Цхинвале воинской части, а затем и войск МВД удивлялись тому, что осетины, собираясь вместе, моментально образуют организации. Так или иначе, но в 1990 и 1994 гг. состоялись выборы в Верховный совет РЮО. В 1996 г. было принято решение о переходе к президентской форме правления, и в ноябре проведены выборы президента, а в мае 1999 г. состоялись выборы в парламент, формируемый по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе.

С октября 1993 г. республику возглавляет Людвиг Чибиров, ранее работавший ректором Юго-Осетинского госуниверситета.

Под руководством Чибирова развернуто полноценное государственное строительство, и к своему десятилетию республика подошла как вполне сложившийся государственный организм с достаточно эффективно действующим госаппаратом. Понадобились незаурядная политическая воля и личное мужество лидера республики и людей его команды, чтобы справиться с криминалитетом и сбить преступность до довоенных показателей, и народ по достоинству оценил это достижение. Каждый год вводятся в строй экономические объекты - заводы по разливу минеральной воды, по производству экологически чистых плодоовощных консервов, камнерезный завод, понемногу восстанавливаются объемы производства на заводах вибромашин и эмалированного провода и т.д.

В республике быстрыми темпами развиваются рыночные отношения, формируется слой частных предпринимателей В последнее время началось акционирование и приняты приватизационные программы, разработанные с учетом опыта России и Грузии. В сельском хозяйстве успешно развиваются крестьянские (фермерские) хозяйства, республика близка к самообеспеченности основными продуктами питания.

Дипломатия республики решает судьбоносную задачу нахождения Южной Осетией своего места в быстро меняющемся мире. Задача эта двуединая: урегулирование грузино-осетинского конфликта и осетино-осетинская интеграция.

Урегулирование ведется под патронажем России и при посредничестве ОБСЕ, причем процесс урегулирования согласно Владикавказским договоренностям (1994) является четырехсторонним: в нем участвуют Россия, Грузия, Северная Осетия, Южная Осетия. Созданы механизмы взаимодействия сторон: работает смешанная контрольная комиссия; проходили официальные переговоры полномочных делегаций сторон (ныне застопорившиеся); состоялись встречи экспертных групп, причем последняя такая встреча прошла в Вене с участием ОБСЕ; еженедельно проводятся рабочие встречи сторон конфликта по текущим вопросам на территории российского контингента миротворцев. Состоялось уже три встречи лидеров сторон, и готовится четвертая.

Кроме того, осуществляется проект под эгидой Гарвардской группы по урегулированию конфликтов (Р.Фишер, А.Мартиросян), в рамках которого проведен ряд встреч-семинаров представителей сторон; последняя встреча состоялась в Ереване. Сотрудничество с американцами, по общему мнению, надо продолжать.

Есть три варианта урегулирования: вариант ОБСЕ (1994 г.), вариант группы Р.Фишера (1996 г.) и известная позиция РЮО о независимости, конституционно закрепленная и поддержанная референдумом. В конце 1998 г. грузинская сторона впервые передала югоосетинской стороне текст рабочего документа с изложением своего видения урегулирования. Зафиксированный в нем подход представляет значительный шаг в эволюции взглядов грузинской стороны, хотя и является, по мнению югоосетинской стороны, неприемлемым. Наконец, на встрече в Вене грузинская сторона выступила с заявлением о возможности решения "югоосетинского вопроса" с существенно новых позиций, представляющих серьезный интерес. Не располагая соответствующими полномочиями, югоосетинские эксперты приняли его к сведению, но обсуждать воздержались.

В целом, по мнению сторон, участвующих в урегулировании, посредников и наблюдателей, грузино-осетинское урегулирование по сравнению с процессами в других конфликтных зонах Кавказа выглядит предпочтительнее. Это связано с реалистической политикой руководства РЮО, направленной на достижение компромисса. От прежних руководителей исходили инициативы и предложения об установлении конфедеративных отношений с Грузией (Алан Чочиев, бывший заместитель председателя Верховного совета РЮО), кондоминиума (Владислав Габараев, председатель Совета министров). Североосетинский президент Ахсарбек Галазов во время кисловодской встречи руководителей национально-государственных образований Кавказа с участием Бориса Ельцина заявил о возможности делегирования Южной Осетией части полномочий России. В РЮО внимательно отслеживаются грузино-абхазские отношения (идея так называемого общего государства), армяно-азербайджанские, молдавско-приднестровские, изучается опыт Испании по урегулированию в Стране Басков и Каталонии, опыт Великобритании в области англо-шотландских отношений и по урегулированию англо-ирландских отношений.

Поиск компромисса в отношениях с Грузией должен сопровождаться поиском конструкции особых политико-правовых отношений РЮО и РСО-А. Разделенность осетинского народа обусловливает его непреходящее и не зависящее от политической конъюнктуры стремление к воссоединению. Ясно, что наличие Северной Осетии, соизмеримой с Грузией, является одним из ключевых факторов грузино-осетинского урегулирования, отсюда, в частности, с непреложностью следует, что последнее не может быть исключительно "внутригрузинским делом". Отношения с Северной Осетией сейчас строятся на подписанном в ноябре 1996 г. межправительственном Договоре об экономическом и культурном сотрудничестве.

Особо следует подчеркнуть значение для грузино-осетинского урегулирования и осетино-осетинского сближения "фактора Александра Дзасохова". В лице президента РСО-А осетинский народ располагает уникальным политическим ресурсом, от деятельности Дзасохова очень многое зависит в судьбах южан, что уже не раз было доказано.

Крайне болезненным обстоятельством для южных осетин является наличие пограничного, таможенного и других постов у селения Нар. Уже одно появление там пограничников в свое время встретило резкую реакцию народа, с тех пор режим пересечения границы последовательно ужесточался и в настоящее время доведен до состояния, с трудом переносимого гражданами РЮО. Все чаще стычки с военнослужащими, порой также ведущими себя далеко не лучшим образом, все длиннее пробки по обе стороны постового комплекса. Руководство РЮО ведет непрерывную работу с североосетинскими службами, с командованием пограничников, чтобы решать возникающие вопросы и разряжать напряженность на границе. Однако всему есть предел.

И таким пределом, очевидно, станет введение визового режима с Грузией, что автоматически означает отсечение южных осетин от России. Это проблема, требующая безотлагательного решения всеми заинтересованными сторонами. Совершенно очевидно, что при наличии неурегулированного конфликта между южными осетинами и грузинами, между Цхинвалом и Тбилиси введение визового режима будет означать сдачу Южной Осетии.

Однако надо принять во внимание и то, что в Южной Осетии отнюдь не стремятся к подобным решениям. Политические, дипломатические формы борьбы, подчиняясь логике событий, сменяются силовыми формами. Проницаемость границы для южных осетин - вопрос жизни и смерти, а в РЮО более чем достаточно решительных людей, имеющих нешуточный боевой опыт (в том числе наступательных операций в Абхазии и в Северной Осетии во время ингушско-осетинского конфликта), и этих людей не удержит никакое политическое руководство, призывающее "не трогать границу".

Кроме того, есть веские основания прогнозировать - и об этом хорошо знают в Москве - массовые выступления и нажим на границу, да и на руководство Северной Осетии. За эти годы там сложилась мощная группа выходцев с юга (что, кстати, во многом обусловило сенсационную победу южанина Анатолия Чехоева на выборах в Госдуму на севере), а у всех проживающих в РЮО граждан есть близкие родственники на севере. Нужен ли сегодняшней Москве еще один очаг конфликтов на Северном Кавказе?

Необходимо незамедлительное принятие хорошо проработанных решений по осетино-осетинскому участку государственной границы России.

Рассмотрение проблемы урегулирования вокруг Южной Осетии было бы неполным, если исключить влияние на него грузино-абхазского урегулирования. Между Абхазией и Южной Осетией нет непосредственного политического взаимодействия, но очевидно, что грузино-осетинское урегулирование вряд ли состоится раньше, чем грузино-абхазское, так как Южная Осетия не может позволить себе иметь статус ниже, чем Абхазия.

Повседневную жизнь в Южной Осетии, в Цхинвале, особо радостной не назовешь. Электричество дают пять часов в сутки, природный газ - далеко не во всех домах, так что топить приходится дровами. Многие семьи едва сводят концы с концами. И все же республика живет - в течение уже десяти невероятных, удивительных лет. С надеждой на помощь России и внимание международного сообщества.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1960
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1727
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1930
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1633

Другие новости