0
760
Газета СНГ Интернет-версия

10.10.2000 00:00:00

Важный фактор региональной стабильности

Дмитрий Медоев

Об авторе: Дмитрий Медоев - слушатель Дипломатической академии МИД России.

Тэги: Грузия, Азербайджан


ЕЩЕ БУДУЧИ премьером российского правительства, Владимир Путин поручил Министерству иностранных дел начать переговоры с Грузией и Азербайджаном для введения визового режима на границах этих стран с Россией. Поясняя свое заявление, премьер сказал тогда, что введение визового режима необходимо из-за того, что преступные элементы проникают в Россию через территории Грузии и Азербайджана. Это было сделано в ноябре прошлого года, в самый разгар антитеррористической операции в Чечне. Тогда принятые меры носили несколько иной оттенок, чем дипломатический, и это понятно - сегодня уже никто не может скрыть многочисленные факты активной поддержки чеченских формирований со стороны сопредельных с Россией стран. На современном этапе ситуация на Кавказе приобретает новый характер в связи с началом вывода российских войск из Грузии, которая сама до настоящего времени еще не решила проблемы, связанные с Абхазией и Южной Осетией.

Согласно стамбульским договоренностям, Россия сократит свои вооружения до 31 декабря 2000 г., а к 1 июля 2001 г. расформирует базы в Вазиани и Гудауте. Не исключено, что в скором времени Грузия может потребовать от России вывести также и миротворческие силы, расквартированные в Абхазии и Южной Осетии. Введенные в зону боевых действий, они являются на сегодняшний день единственным гарантом мира и защиты прав местного населения, в том числе и русскоязычного. Примечательно, что за последнее десятилетие большая часть населения Южной Осетии постепенно "превратилась" в россиян, явочным порядком приняв российское гражданство. Проживая продолжительное время в России в качестве беженцев, многие из них возвращаются домой, уже имея в паспорте штамп гражданина России. Сюда можно прибавить также и российских военных, проходящих службу в миротворческих силах и постоянно проживающих в Южной Осетии. Таким образом, де-факто получается, что чуть ли не половина населения Южной Осетии лишена возможности получать полноценную правовую и иную поддержку от своего государства, участвовать в выборах, пользоваться иными гражданскими правами. Консульский отдел посольства России в Грузии регулярно получает заявления о предоставлении российского гражданства, причем не только от жителей Южной Осетии, но и собственно Грузии. Поэтому неудивительно, что руководство Южной Осетии не раз обращалось в МИД России с просьбой открыть в Цхинвале российское консульство.

Вопрос приобретает особую актуальность, если иметь в виду заявление России о выходе из Бишкекского соглашения. Это решение может изменить и без того сложную обстановку вокруг грузино-осетинского конфликта и подтолкнуть югоосетинские власти еще жестче поставить данную проблему, так как и без того напряженная внутриполитическая ситуация может привести к социальному взрыву. Напомним, что Россия является официальным посредником переговорного процесса и гарантом выполнения обязательств, принимаемых сторонами. На сегодняшний день подписан ряд документов, где говорится о желании сторон идти по пути мирного урегулирования конфликта, восстановлении разрушенной войной экономики, возвращении беженцев и вынужденных переселенцев: "Совместное заявление" от 14 июля 1994 г.; "Соглашение о дальнейшем развитии процесса мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта и Смешанной контрольной комиссии (СКК)" 1995 г.; "Меморандум о мерах по обеспечению безопасности и укреплению взаимного доверия между сторонами в грузино-осетинском конфликте" от 16 мая 1996 г.

Как стало известно, правительство России намерено заключить с исполнительной властью Грузии соглашение о взаимодействии в восстановлении экономики в зоне грузино-осетинского конфликта и возвращении беженцев. Стороны признают необходимость дальнейшего финансирования восстановительных работ и предполагают разработать с участием югоосетинской стороны межгосударственную программу взаимодействия в восстановлении экономики в зоне конфликта. Новый документ призван заменить утратившее силу соглашение от 14 сентября 1993 г., которое не было реализовано, в том числе по причине отсутствия государственно-правовой поддержки и слабого механизма контроля над исполнением положений соглашения. Однако осуществление новых планов может вновь зайти в тупик. Громоздкий институт СКК с усложненной системой принятия решений не может отвечать современным требованиям, предъявляемым к подобного рода проектам.

В ходе реализации программы, несомненно, возникнут проблемы, связанные с привлечением рабочей силы, транспорта, оплатой труда и т.д. В этой ситуации неоценимую помощь в правовом обеспечении реализации новой программы экономического восстановления, а также в защите интересов российских организаций, которые могут быть там задействованы, могло бы оказать российское консульство, открытия которого добиваются власти Южной Осетии.

Практически консульства занимаются не только оформлением паспортов и виз. В первую очередь они представляют государство в вопросах защиты интересов граждан и интересов своей страны главным образом в торгово-экономической и имущественно-правовой областях. Консульство может быть учреждено на территории государства пребывания только с его согласия. Также согласуется местопребывание и границы консульского округа. Обычно консульства открываются в тех местах, где находится наибольшее количество граждан соответствующей страны или имеются какие-то особые и постоянные связи с этим государством. Первоначально сотрудники российского посольства в Тбилиси по согласованию с МИД Грузии могли бы в определенные дни выезжать в Цхинвал для консульского обслуживания проживающих там сограждан.

Положительное решение вопроса об открытии российского консульского учреждения в Южной Осетии не только позволило бы обеспечить реализацию различных экономических и гуманитарных программ в зоне конфликта, но и способствовало бы установлению стабильности и укреплению доверия в зоне конфликта. А в первую очередь это послужило бы серьезной поддержкой самому процессу мирного урегулирования, поскольку были бы наглядно продемонстрированы добрая воля и желание сторон достойно решать острые проблемы, стоящие перед ними.

Данный акт явился бы очень важной и необходимой международно-правовой гарантией безопасности и стабильности не только для населения Южной Осетии, но и для региона в целом. Достижение взаимопонимания в этом непростом вопросе чрезвычайно важно как для России, так и для Грузии, поскольку это отвечает интересам обеих стран.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1261
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3348
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1901
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2203

Другие новости