0
1070
Газета СНГ Интернет-версия

16.01.2001 00:00:00

Еще один фактор влияния

Валерий Рокотов

Об авторе: Валерий Рокотов - политолог.

Тэги: грузия, виза, осетия


грузия, виза, осетия

Спустя более чем месяц после введения Россией визового режима с Грузией можно подвести первые итоги этого мероприятия. Оно преследовало откровенно политические цели: заставить Грузию принять действенные меры в отношении чеченских боевиков, беспрепятственно передвигающихся по республике и превративших сопредельную с Чечней грузинскую территорию в свою базу. Поскольку реальное состояние грузинской армии не позволяет ей выбить чеченцев из Панкисского ущелья, то Россия добивалась ввода своего спецназа в этот район.

Как и следовало предполагать, находящееся под сильным внутренним давлением грузинское руководство не решилось санкционировать нарушение государственного суверенитета в обмен даже на очевидные экономические выгоды. Внешний вектор грузинской политики также не претерпел изменений: солнце для Грузии встает на западе. Продолжают идти вязкие переговоры по поводу российских военных баз: Россия настаивает на постепенной, неспешной эвакуации баз в Гудауте и Вазиани и хочет сохранить военное присутствие в Ахалкалаки и Батуми.

Одним из важных элементов давления на Грузию было введение льготного визового режима для населения мятежных территорий - Абхазии и Южной Осетии, - что ярко подчеркивало уязвимость грузинского суверенитета. Этот шаг оправдан с точки зрения стратегических интересов России на Кавказе и в Закавказье, а в том, что касается Южной Осетии, продиктован также и внутриполитическими интересами России: закрытие границы между Южной и Северной Осетией - двумя государственными образованиями оказавшегося разделенным народа - было чревато серьезным нарушением стабильности в регионе. Надо отдать должное лидерам Северной и Южной Осетии - Александру Дзасохову (в первую очередь) и Людвигу Чибирову, которым удалось убедить Москву в опасности подобного шага.

Хотя российские политики рассматривают самопровозглашенные республики как пешку в "большой" стратегической игре, предоставленные им визовые преференции способны дать импульс серьезным изменениям на Северном Кавказе. Льготный визовый режим для жителей Южной Осетии серьезно поднял их статус по сравнению с грузинским населением. Иметь паспорт с югоосетинской пропиской стало престижно и экономически выгодно. Для республики в этом кроется как очевидное преимущество - оживление экономической активности местного населения, так и серьезная потенциальная опасность. Суть последней состоит в том, что чеченские боевики постараются раздобыть паспорта жителей Южной Осетии, дабы инфильтроваться в Россию через ее территорию. Нет необходимости указывать, что в этом может быть даже и заинтересован официальный Тбилиси, который таким образом постарается обратить игру России против нее самой и скомпрометировать Южную Осетию в глазах российского руководства. Введение же жесткого визового режима между частями единого осетинского народа способно лишь привести к серьезной эскалации напряженности. Не говоря о том, что этот шаг противоречил бы духу Дагомысских протоколов 1992 года, предусматривающих активное участие российской стороны в восстановлении разрушенной войной Южной Осетии.

Выход прост и парадоксален: ужесточить пограничный контроль не на формальной российско-грузинской границе, а на фактической границе между Южной Осетией и Грузией. При помощи и негласном участии России эта миссия вполне под силу югоосетинским таможенникам и пограничникам.

Хотя теоретически такой шаг легко осуществим, его непременным условием является политическая устойчивость самой Южной Осетии. Между тем в последнее время там наметилась серьезная коллизия между президентом и главой парламента, продвигающим идею введения в республике парламентского режима правления. Президента Чибирова, при всех возможных упреках в его адрес, нельзя назвать диктатором, с ним связано строительство югоосетинской государственности, ему удается в целом контролировать ситуацию в республике. Теоретическая возможность введения парламентского правления в Южной Осетии несет драматическую угрозу смены относительной и с трудом достигнутой стабильности анархической вольницей. Подобное гипотетическое развитие ситуации чрезвычайно опасно для населения республики, противоречит интересам Северной Осетии и целям России на Кавказе. В конечном счете это даже не проблема политического выбора, а вопрос здравого смысла.

Политические задачи, поставленные Россией в связи с введением визового режима с Грузией, вряд ли могут быть решены в полной мере. Однако в процессе их реализации открылась возможность изменения северокавказской конфигурации в выгодном для России направлении, превращении Южной Осетии в важный фактор российского влияния. Воспользуется ли Россия этой возможностью, зависит в конечном счете от мудрости и политической воли российского руководства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Депутаты хорошо поработают до начала выборов

Депутаты хорошо поработают до начала выборов

Иван Родин

Володин исключил популизм из приоритетов парламентской сессии

0
332
Правительство готово помочь железной дороге за счет других отраслей

Правительство готово помочь железной дороге за счет других отраслей

Михаил Сергеев

Чиновники надеются поддержать отдельные госмонополии в условиях общего спада

0
404
Порядок за решеткой укрепляют цифровизацией

Порядок за решеткой укрепляют цифровизацией

Екатерина Трифонова

Нацелить современные технологии на защиту прав обвиняемых и осужденных пока не удается

0
340
Руководство Госдумы поздравило российские СМИ

Руководство Госдумы поздравило российские СМИ

Павел Иванов

В День печати почетный диплом вручили и журналисту "НГ"

0
325