0
1132
Газета СНГ Интернет-версия

13.03.2001 00:00:00

Центральная Азия не взорвется!

Тэги: кыргызстан, азия, акаев


кыргызстан, азия, акаев Киргизский лидер подписывает соглашение о создании "Шанхайской пятерки".

ПОЯВИВШИЕСЯ в 90-е годы ушедшего века на постсоветском пространстве новые независимые страны в сложнейших условиях системного политического и экономического кризиса отстояли "право на жизнь", сумели создать собственную государственность и закрепить ее основные атрибуты. Взятые в совокупности подъем национального самосознания, стремление народов к суверенитету, помощь со стороны мирового сообщества (особенно России) сделали ситуацию необратимой. Даже у самых завзятых пессимистов ныне не возникает сомнений относительно прочности той геополитической конфигурации, которая сложилась в Центральной Азии.

Кыргызстан и другие государства региона в XXI веке предстают перед более высокими вызовами. Стремясь влиться в общий цивилизационный поток, они призваны в свете требований нового века продолжить глубокие демократические перемены, завершить всеобъемлющие экономические реформы и на этой основе поднять качество жизни людей, имея ориентиром уровень передовых стран. Мы обманули бы ожидания наших народов, если бы ставили перед собой заниженные цели.

Преодоление новых вызовов требует гармоничного сочетания. С одной стороны - тщательно выверенной государственной политики, с другой - активизации общенародного движения за прогрессивные перемены. Как представляется, в Кыргызстане за истекшие годы удалось слить два этих потока в одно общее русло. Итоги состоявшихся в октябре прошлого года президентских выборов стали тому убедительным свидетельством. Побывав во всех уголках страны, в большинстве наших городов и аилов, встретившись с сотнями тысяч кыргызстанцев, я ощутил, что все мы, населяющие древнюю землю Кыргызстана, независимо от политических пристрастий, социального статуса, национальности и вероисповедания живем едиными заботами и мыслями. У нас общие мечты о счастье и процветании.

В последнее время, особенно после избрания Владимира Путина президентом России, среди россиян многократно возрос интерес к положению миллионов соотечественников в других странах СНГ. Хотел бы заверить, что целенаправленными государственными мерами мы в Кыргызстане сделали все возможное для выравнивания правового статуса и социально-экономического положения славянского и коренного населения. Помимо этого осуществлены меры по признанию и уважению специфических интересов русскоязычных жителей в сфере языка, школьного и высшего образования, государственного и местного управления и т.д. Ответный позитивный отклик прежде всего проявился в резком снижении темпов миграции. Например, в 1999 году отток населения из Кыргызстана в Россию сократился по сравнению с 1993 годом более чем в 15 раз (с 95,4 тыс. человек до 6,1 тыс. человек). Около 4-5 тыс. русскоязычных жителей ежегодно прибывают в Кыргызстан на постоянное жительство. О многом говорит и то, что русскоязычные жители вошли в наиболее активную часть электората в ходе президентских выборов.

Актуальность вопроса о положении российских соотечественников, а также граждан других некоренных национальностей в республике тем более велика в свете главного политического вызова для любой страны - обеспечения внутренней стабильности. В центральноазиатских странах все еще, к сожалению, существуют силы, которые пытаются корыстно играть на межнациональных, межрегиональных и других трениях. Осуществленные в Кыргызстане меры позволили предотвратить возможные в этой области нежелательные последствия. Многие россияне знают, что наш южный город Ош, который в праздничной атмосфере в октябре 2000 года отметил свой 3000-летний юбилей, объявлен второй столицей Кыргызстана. Южане высоко оценили этот шаг. Вредоносные пересуды о противостоянии между севером и югом в республике потеряли основу.

Анализируя относящиеся к нашему региону материалы и оценки российских политиков и средств массовой информации, легко убедиться, что изо дня в день рефреном звучит вопрос: "Взорвется ли Центральная Азия?" От своего имени и, не сомневаюсь, от имени своих коллег по региону хотел бы заверить озабоченных нашей судьбой россиян, что Центральная Азии не взорвется!

Попытка представить наш регион как пороховую бочку, которую могут легко взорвать даже несмышленые дети, является плодом болезненного воображения. Примерно с такой же долей вероятности можно было бы предсказать неожиданный взрыв ядерного арсенала России, как известно, находящегося под более чем надежной охраной.

В Кыргызстане и других странах Центральной Азии государственные лидеры, парламентские и общественно-политические круги прошли в постсоветский период поучительные "уроки выживания". За десятилетия накоплен бесценный опыт преодоления трудностей как внутри отдельных стран, так и в целом в регионе.

У затронутой проблемы есть другой аспект: "Можно ли взорвать Центральную Азию извне?" Такой подход заслуживает самого тщательного анализа в связи с участием в сложной игре вокруг региона внешних сил, выходящих из-под контроля центральноазиатских государств, а порой и международного сообщества.

В последние годы в мировом политическом лексиконе закрепилось понятие "международный терроризм". Губительные последствия этого явления ощущаются во всех регионах мира. Не стала исключением и Россия, столкнувшаяся с исходящей от терроризма бедой в Чечне.

Центральная Азия оказалась в настоящее время на острие угроз, исходящих от международного терроризма. Особую опасность представляет то, что терроризм в идеологическом плане подпитывается лозунгами религиозного экстремизма, стремящегося повернуть вспять демократические процессы и свергнуть в регионе светские режимы. Похоже, что страны Центральной Азии, недавно вставшие на путь суверенного развития и ведущие в трудных условиях работу но укреплению своей государственности, главарями международного терроризма рассматриваются слабым звеном. Кое-кто, видимо, полагает, что они не способны оказать жесткий отпор планам подрывных центров, которые направляют и координируют действия международного терроризма. Становится все более очевидным, что терроризм и религиозный экстремизм тесно переплетены с наркобизнесом, доходы от которого поступают и на цели дестабилизации обстановки в регионе.

Средства массовой информации ряда западных стран в последнее время сообщили о появлении в глубинных районах Центральной Азии группы религиозных экстремистов численностью до 3 тыс. человек, которые в весенне-осенний период перейдут к боевым действиям. Проводится мысль об их намерении создать в регионе свой анклав, который по мере разрастания мог бы охватить всю территорию Центральной Азии.

Разумеется, о появлении больших групп террористов на территории Кыргызстана и сопредельных территориях мы знаем не из сообщений западных СМИ. У нас есть немало иных информационных возможностей. Опыт накопился немалый. В 1999 и 2000 годах республика была вынуждена вести широкомасштабные боевые действия на юге страны с целью разгрома вторгнувшихся на нашу территорию крупных бандитских формирований. Вооруженным силам республики с военно-технической помощью России и при поддержке наших соседей по региону с этой угрозой удалось справиться. С учетом имеющегося опыта мы готовимся к отпору новых попыток террористов дестабилизировать обстановку в республике.

В России хорошо знают, какие мощные импульсы дестабилизации исходят из сопредельного Афганистана. Не вдаваясь в детали происходящих там сложных событий, хотел бы подчеркнуть, что Центральная Азия оказалась на первой линии обороны против замыслов международного терроризма и религиозного экстремизма. В их далеко идущие планы входят не только Центральная Азия, но и Россия, а за ней - западный мир.

Ставя вопрос: "Можно ли взорвать Центральную Азию извне?", со своей стороны, ответил бы, что во избежание столь опасного поворота событий необходимо объединение всех сил, заинтересованных в сохранении Центральной Азии в прогрессивной демократической зоне. В истории известно немало примеров, когда отказ от коллективных и групповых действий приводил к катастрофическим последствиям глобального масштаба.

Руководствуясь не только собственными национальными интересами, но и интересами всех постсоветских государств, а также сопредельных стран и более далеких регионов, Кыргызстан настойчиво и последовательно выступает за коллективные усилия в борьбе с международным терроризмом и религиозным экстремизмом. Мы приветствуем призывы Организации Объединенных Наций и международного сообщества к коллективным усилиям. Однако на сегодня нужны не призывы, а конкретные активные организационные усилия.

Коллективные формы межгосударственного взаимодействия в борьбе с терроризмом, религиозным экстремизмом и наркобизнесом в Центрально-Азиатском и сопредельных регионах уже наметились. Среди них "Договор о коллективной безопасности", "Шанхайская пятерка", а также двустороннее взаимодействие в сфере безопасности, в котором стратегическое партнерство с Россией заслуживает приоритетного выделения. В плане борьбы с терроризмом особые надежды возлагаются на формирующийся ныне в Москве усилиями государств СНГ Антитеррористический центр и на Антитеррористический центр "Шанхайской пятерки", который решено разместить в нашей столице - Бишкеке.

У некоторых может сложиться впечатление, что создание указанных центров может быть чревато параллелизмом и дублированием усилий. По нашему глубокому убеждению, угроза международного терроризма столь велика, что наряду с глобальными антитеррористическими центрами должны существовать региональные, субрегиональные и локальные центры. В своей совокупности они могли бы охватить все зараженные смертоносной террористической бациллой районы мира и действовать скоординированно по единому замыслу. Деятельность Антитеррористических центров СНГ и "Шанхайской пятерки" означает не дублирование, а сложение и - еще точнее - приумножение совместных усилий в борьбе с общим злом. Наряду с линией на ускорение формирования в рамках СНГ и "Шанхайской пятерки" Антитеррористических центров Кыргызстан намерен вести работу в международном сообществе, прежде всего в ООН и ОБСЕ, по самому широкому развитию антитеррористической деятельности, приданию ей конкретной организационной направленности, выделению на эти цели необходимых финансовых ресурсов. Превентивные меры на коллективной основе обходятся государствам значительно дешевле, чем боевые действия против бандитских террористических формирований с большими человеческими жертвами и материальными потерями, чреватые при этом перерастанием локальных конфликтов в большой пожар.

Кыргызстан и другие центральноазиатские страны, равно как Россия и многие иные страны, глубоко заинтересованы в мирном урегулировании конфликта в Афганистане, предотвращении исходящих оттуда угроз для региональной и глобальной безопасности. Зная о тех усилиях, которые предпринимаются нашими соседями по региону, мы готовы предоставить в этих целях также и свои добрые услуги.

В общей упряжке с терроризмом и религиозным экстремизмом в противостоянии с цивилизованным обществом действует наркобизнес. Центральная Азия стала крупной перевалочной базой для транспортировки наркотиков в Россию и далее на Запад. Наркографик по своим опасным последствиям для физической и моральной деградации человечества превосходит все другие виды угроз. Удар по наркобизнесу означает прямой удар по терроризму и наоборот. Кыргызстан готов в этой области на столь же далеко идущие меры, к каким готовы наши партнеры. Антитеррористические центры по линии СНГ и "Шанхайской пятерки" призваны поставить надежные барьеры для ограждения интересов не только стран-участниц, но и в целом международного сообщества.

При обращении через печать к россиянам не могу обойти вопрос о социально-экономическом положении республики. Еще не пришло время для праздничных звуков фанфар и звона литавр, однако появились основания для удовлетворенности достигнутыми в последнее время результатами.

Мне не раз приходилось высказывать мысль о том, что в силу исторически сложившейся тесной хозяйственной связи постсоветских государств экономические процессы в них будут развиваться по примерно одинаковой схеме. Действительно, что все вместе вошли в экономический штопор, претерпели пагубные последствия кризиса 1998 года. В одни и те же сроки большинство стран СНГ начало путь к экономическому возрождению. Хотел бы особо подчеркнуть, что в Кыргызстане позитивные результаты 2000 года получены не за счет влияния внешних конъюнктурных факторов, связанных, например, с высокими мировыми ценами на экспортные сырьевые товары, а за счет внутренних факторов роста, проведения рыночных преобразований, совершенствования законодательства в социально-экономической сфере и т.д. Именно поэтому мы считаем, что достигнутые темпы роста ВВП на 5%, промышленного производства на 6%, сельскохозяйственной продукции на 3,9%, снижение темпов инфляции по сравнению с 1999 годом более чем в четыре раза, стабилизация курса национальной валюты - сома и т.д. являются хорошим результатом.

Еще более важным является приобретение предпринимательским корпусом республики уверенности в защите государством их интересов. Принятые законы создают для их деятельности не только стабильность, но и существенные стимулы. 1 февраля с.г. мной подписан Закон "О защите прав предпринимателей", согласно которому в этой сфере в республике закреплены правовые нормы на уровне высоких международных стандартов. У нас, наконец, законодательно решен вопрос частной собственности на землю. Мы хорошо видим, какой мощный резонанс это вызвало среди крестьянства, получившего для своей работы твердую опору.

Не хлебом единым жив человек, как говорят на Руси. В свете вызовов XXI века значительное внимание к республике уделяется интеллектуальной сфере. За постсоветские годы число вузов увеличилось с 9 до 44, втрое возросло количество студентов. По выходу в Интернет - соотносительно к населению - республика среди стран СНГ вышла на первое место. Возвышающие идеи, заложенные в концепции Великого Шелкового пути, все с большей силой пронизывают политическую, дипломатическую, социально-экономическую, духовную и другие сферы жизни общества.

Было бы самонадеянно считать, что дела в республике идут гладко, по накатанному руслу. Наследственные, оставшиеся от советского времени и новоприобретенные болезни ощутимо сказываются во всех сферах жизни кыргызского общества. Как и в России, перед нами остро стоят вопросы борьбы с коррупцией, разбюрокрачивания экономики и сферы управления. Значительное сокращение после президентских выборов государственного и управленческого аппарата явилось на этом пути первым шагом. Не могу в этой связи не отметить, что 9 января с.г. мной подписан Указ "Об этике государственных служащих Кыргызской Республики".

На фоне задач, которые еще долго будут доминировать в нашей деятельности, больше всего выделяется преодоление бедности. На постсоветском пространстве бедность является общей бедой. Бедные в Кыргызстане не беднее, чем те же категории людей в сопредельных странах. Однако вряд ли эта констатация может кого-либо успокоить. Преодоление бедности наших людей - это наша собственная задача. Кроме нас самих никто не будет ее решать.

В Кыргызстане разработана и реализуется специальная государственная программа борьбы с бедностью. Практически в любом законе в социально-экономической области предусматриваются меры в том же направлении. В долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны "Комплексные основы развития на период 2000-2010 годы", получившей высокую оценку видных международных экспертов, проблема преодоления бедности выводится на приоритетный уровень. Больше всего мы возлагаем надежд на возрождение промышленности, развитие туризма, малого и среднего бизнеса, стимулирование экономической активности в малых городах и селениях, активизацию внутренней и внешней инвестиционной деятельности и т.д. В отношении нетрудоспособных и пенсионеров и впредь будем вести линию на совершенствование системы адресной социальной помощи и защиты.

В завершение хотел бы сказать, что Кыргызстан, подобно России и другим странам СНГ, пройдя через сложнейшие десятилетние кризисные испытания, все еще живет трудной жизнью. Но проблеск света в конце туннеля явственно виден.

Все эти годы мы были вместе с Россией. Несмотря на собственные трудности. Москва всегда дружески откликалась на наши нужды и запросы, будь то чрезвычайные ситуации, экономические трудности, борьба с нашествием на республику бандформирований и т.д. Наивысший уровень наших межгосударственных отношений был продемонстрирован подписанием президентами двух стран в Кремле в июле 2000 года Декларации о вечной дружбе, союзничестве и партнерстве между Кыргызстаном и Россией. Это своего рода камертон для межгосударственных отношений в целом на постсоветском пространстве.

Мы тесно сотрудничаем в Евразийском экономическом сообществе, которое пришло на смену Таможенному союзу. ЕЭС призван установить высокую планку в своей деятельности, ориентируясь на организационные параметры Европейского союза.

Кыргызстан всегда поддерживал стремление России внести живительную струю в многостороннее сотрудничество стран СHГ в рамках Содружества. К сожалению, оптимистические надежды в этой области в полной мере не оправдались. Причин тому множество. Кыргызстан с пониманием и должным уважением относится к прозвучавшим в последнее время нелицеприятным оценкам России по поводу многостороннего сотрудничества стран СНГ. Похоже, что Содружеству в этой области многое придется проходить сначала. Прочные межгосударственные объединения складываются тогда, когда процесс интеграции идет "снизу", а не навязывается директивами "сверху". Через активизацию двусторонних связей, совершенствование интеграционного сотрудничества на групповой основе мы в недалеком будущем, как я уверен, выйдем на тот уровень многостороннего сотрудничества в рамках СНГ, который был заложен в учредительных документах Содружества.

Возвращаясь к первоначальному тезису о вызовах XXI века, убежден, что индивидуальными и коллективными усилиями мы сможем ответить на них достойно и оправдать надежды наших народов. Будет стабильность - будут реформы и прорыв к лучшему будущему.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Екатерина Трифонова

Бесплатной юрпомощью гражданам занимаются не только государственные бюро

0
293
Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Владимир Мухин

Предприятия в странах ЕС собираются удовлетворить спрос ВСУ в боеприпасах

0
478
Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Иван Родин

После инаугурации патриарх Кирилл пожелал президенту править до конца века

0
537
Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Дарья Гармоненко

Упразднение низового уровня власти никому не нравится, но продолжается

0
400

Другие новости