0
4129
Газета СНГ Интернет-версия

27.03.2001 00:00:00

Иван Пашкевич: "В окружении Александра Лукашенко берут верх радикалы"

Тэги: пашкевич, лукашенко, белоруссия, выборы


пашкевич, лукашенко, белоруссия, выборы

-ИВАН ИВАНОВИЧ, как получилось, что вы оставили престижную должность заместителя главы президентской администрации и занялись чисто депутатской деятельностью?

- Законодательная работа мне хорошо знакома, я избирался депутатом Верховного Совета 13-го созыва, работал в Палате представителей первого созыва, поэтому я знал, куда иду. Второе обстоятельство более существенное. Мой уход из администрации связан с тем, что в стране все большую силу начало набирать радикальное крыло в окружении президента.

- И какого свойства этот радикализм?

- Это нетерпимость к любым политическим силам, непрестанный поиск врагов. Такие люди были и раньше, мне приходилось работать с ними в условиях постоянного жесткого противостояния. В некоторых случаях я принимал на себя удары, делал публичные заявления. Сам Бог велел мне не отмалчиваться по острейшим идеологическим проблемам, поскольку я курировал эти вопросы в администрации президента. Чтобы отстоять свои позиции в противостоянии, я использовал встречи с президентом - а они были регулярными - и такую форму служебного творчества, как докладные записки. Настойчивость позволяла мне худо-бедно бороться с радикализмом, подавлять его худшие проявления.

- Что же изменилось?

- Изменения начались в период подготовки к выборам, вначале - парламентских, они всей командой рассматривались как пролог к президентской выборной кампании. Весной 2000 года радикализм поднялся на такую высоту, что противостоять ему стало невозможно. Терпение лопнуло, когда президент вернул в свою администрацию печально известного Владимира Заметалина. После подачи служебной записки и беседы с президентом я положил на стол заявление следующего содержания: "В связи с возвращением Заметалина Владимира Петровича в администрацию президента дальнейшее пребывание в должности заместителя главы считаю невозможным". После этого я имел с Лукашенко почти двухчасовую беседу, он попросил меня до выборов не давать политических оценок ситуации, не говорить о моем заявлении. Я согласился и до выборов в печати не поднимал эту больную тему.

- А как же повел себя Заметалин в конфликте?

- Он получил возможность развернуть борьбу. Во-первых, с приходом отставного полковника глава администрации Михаил Владимирович Мясникович полностью утратил возможность влиять на принятие политических решений. Он, на мой взгляд, предпочел не ввязываться в вопросы идеологии и политики, побоявшись, что будет сметен, как и многие другие. С приходом Заметалина в администрацию развернулась сумасшедшая кампания по преследованию профсоюзов, начались попытки внести раскол в церковную среду, в национальные взаимоотношения. Меня поражало, что ни окружение президента, ни он сам не понимают, какая опасность таится в столь агрессивном подходе. Ведь одним из условий проведения выборов в нашей стране со стороны международных организаций было достижение гражданского согласия.

- Иван Иванович, вы можете подробнее рассказать о действиях радикальной части президентского окружения?

- Например, появляется книга "Война по законам подлости". Мало того, что она насквозь пропитана антисемитизмом, так ее умудрились выпустить при поддержке Русской Православной Церкви и чуть ли не с согласия самого президента. Выход подобного издания - вообще преступление перед народом. Выход его накануне выборов - грубейшая ошибка, глупость, возведенная в квадрат. Я полагал, что со стороны президента, других должностных лиц, в первую очередь главы администрации (Мясникович упоминается в книге вовсе не в качестве положительного героя), последует жесткая реакция. Однако чиновники испугались, они не стали вмешиваться. Мне пришлось, будучи заместителем главы администрации, сделать заявление для прессы.

- Это дало результат?

- Мне важно было донести правду до честных людей, в этом смысле результат был. Что касается так называемых радикалов, то они не остановились, и их не стали останавливать. Более того, для депутатов Палаты представителей ортодоксы устроили раздачу упомянутой книги в качестве подарка.

Крыло окружения, о котором я говорю, не настолько большое, чтобы представлять собой серьезную политическую силу. Убежден, что все они под маской радикализма скрывают прежде всего свою профессиональную непригодность. Но им удалось внедриться в систему власти. Естественно, с молчаливого согласия президента.

- Как вы думаете, почему им это удалось?

- Они используют злободневную тему единения Белоруссии и России, которая постоянно находится в поле зрения главы государства. Но опять-таки ничего, кроме вреда, они не приносят. Радикальное крыло утверждает, что единение народов должно проходить под эгидой Русской Православной Церкви, под лозунгами православия, соборности и так далее. Одними обращениями к чувствам верующих не обошлось, началось преследование других религий. Ожесточились нападки на протестантизм, католицизм. Протестантские лидеры подготовили обращения к лидерам другим стран о нарушениях прав и свобод верующих в Белоруссии. Мне эта боль близка, поскольку в моем избирательном округе, в Столинском районе Брестской области, около четверти населения - протестанты. Разве можно не учитывать их образ мыслей, настроения? И мой избирательный округ не уникален.

Моя записка по религиозным проблемам была рассмотрена президентом, кое-что из предложенных мер было принято, но самое важное, на мой взгляд, отвергнуто.

Ну а безудержная вакханалия, другого слова не подобрать в данном случае, началась после назначения на пост председателя национальной телерадиокомпании Виктора Чикина, первого секретаря компартии. Назначения, крайне неудачного, непродуманного. Политическая, информационная продукция, которую начало гнать новое руководство компании, провоцирует, я убежден в этом, массовый переход избирателей Лукашенко от него к другим кандидатам. Такой грязи, такой клеветы я не наблюдал за всю свою жизнь.

Идеология заметалинского крыла такова: жить, как в казарме, и работать, как в окопе или в блиндаже. Началось массовое шельмование политиков, искажение, очернение истории Белоруссии. Дошло до того, что народного писателя Василя Быкова в телепередаче, которую готовит сам Чикин, обозвали полицейским от литературы. Как говорится, приехали!

Еще и кампания избирательная не началась, а Заметалин, Чикин и им подобные уже вовсю травят потенциальных кандидатов на президентский пост.

Все это может привести к объявлению предстоящих выборов главы государства нелегитимными, поскольку гражданское согласие трещит по всем швам, оно ежедневно, ежечасно нарушается, причем по инициативе представителей властей. Я не завидую тем политикам, которые осмелятся выдвинуться кандидатами в президенты, - задолго до выборов их обливают грязью, задействуя при этом всю мощь государственной машины. При нехватке аргументов и фактов используется заведомая ложь.

- Выходит, белорусского обывателя убеждают, что его врагами являются сионизм, все другие религии, кроме православия, профсоюзы и возможные соперники Лукашенко на президентских выборах. Или этот перечень можно продолжить?

- Можно. В образе врага предстает также консультативно-наблюдательная группа ОБСЕ в Минске, американское посольство и США в целом. Как следствие, подписан декрет номер 8 - правда, он пока не стал действующим нормативным актом, не рассмотрен в парламенте. Не сомневаюсь, что инициаторами и разработчиками этого документа стали все те же радикальные силы. Декрет лишает, по сути дела, общественные организации, партии, частные СМИ любой помощи извне. А поскольку государство ничем не помогает и не собирается помогать, то последует удушение гражданского общества. Мы этого хотим? Я расцениваю декрет номер 8 как грубейшее нарушение Конституции. Президент имеет право издавать декреты, но только при наличии особой необходимости. Эта необходимость должна быть ясно оговорена. У нас нет поводов для чрезвычайного положения, гуманитарная помощь не нацелена на изменение конституционного строя.

К тому же, по закону, декрет должен иметь сроки действия. Ни один из изданных декретов не имеет временных границ, некоторые из них уже действуют в течение семи лет! Грубейшее нарушение Конституции. А самое главное - президент не имеет права издавать декреты, которые могут ограничить права и свободы граждан. Декрет номер 8 вторгается в сферу интересов физических лиц.

- Понятно, что и радикальное крыло президентского окружения действует в интересах победы - по крайней мере им так кажется. Ну а на ваш взгляд, чем могут закончиться предстоящие выборы главы государства?

- У Лукашенко есть все шансы при нынешних выявившихся соперниках выиграть выборы, если не появятся новые силы, новые кандидаты. Но если команда Заметалина-Чикина не прекратит свою бурную деятельность, то вероятность победы уменьшится. Они же отвлекают своего лидера от реальных забот. Я видел один документ, где его убеждают, что он единственный на передовом рубеже, что он один в окопе, что он мессия, спаситель и так далее.

Уже сегодня можно с уверенностью прогнозировать итоги выборов для самого Александра Григорьевича Лукашенко, если он не остановит вакханалию, развязанную радикалами, резко не отмежуется от их действий, - выборы будут объявлены нелегитимными. Какие последствия наступят для страны и лично для Лукашенко - тема отдельного разговора.

- Мы начали наш разговор с того, как вы оказались в парламенте. Какую роль играет законодательный орган в преддверии выборов? Есть ли особенности в его деятельности в связи с тем, что в Западной Европе не признана его законность?

- Парламент не превратился пока в определенную политическую силу. Вся страна уже живет под знаком выборов, но Палата представителей даже не инициировала вопрос о назначении даты выборов. Сонливость нарушило письмо экс-главы администрации Леонида Синицына о недопустимости продажи предприятий накануне выборов, о возможности проведения выборов летом. Нарушило, но не разбудило. Синицын не обладает правом законодательной инициативы, поэтому я предложил создать инициативную депутатскую группу по подготовке проекта решения. Депутаты боятся: пока не будет отмашки из резиденции главы государства, они ни за что не хотят браться. Обратился к председателю Палаты представителей, ведь в этих условиях депутаты обязаны провести консультации с разными политическими силами. Боюсь, что реакция будет аналогична прежней, поэтому параллельно разослал письма в прессу, в КНГ ОБСЕ, политическим партиям. Бездействовать опасно.

- Мешает ли работе парламента проблема непризнания на Западе его легитимности? Возможно, депутаты не ощущают себя настоящими парламентариями, отсюда и робость, ожидание сигналов из президентской резиденции?

- Проблема легитимности злободневна. Мы могли ее решить два года назад, если бы Палата самораспустилась и были проведены новые выборы. Сейчас к проблеме нелегитимности парламента прибавились требования по усилению его полномочий, допуску оппозиции к государственным СМИ, достижению гражданского согласия. Короче, удавка затянулась, проблема пока никак не решается, что, безусловно, сказывается и на образе действий депутатов.

- Интересно, как ко всем названным проблемам относятся государственные СМИ?

- Позвольте сослаться на личный опыт. Когда я был заместителем главы администрации, меня телевидение показывало едва ли не каждый день, когда надо и не надо было. Теперь мне туда не пробиться, хотя я не оппозиционер. О выступлении против книги "Война по законам подлости" нигде даже не упомянули. Когда меня Заметалин в президентской газете назвал агентом западных спецслужб, обвинив в том, что конгресс США принимает разработанные мною резолюции, то мне главный редактор не дал возможности опровергнуть этот бред. Последовал мягкий отказ.

- Иван Иванович, сейчас многие политики ставят на "российскую карту", в том числе и Лукашенко заявил, что у него в настоящее время наилучшие отношения с Кремлем. Что вы думаете об участии союзного государства в предстоящих выборах?

- Россия должна быть заинтересована в демократичном проведении выборов. Более того, она обязана сделать по этому поводу заявление - все-таки мы в союзных отношениях, ведем дело к тесной интеграции, осуществляем совместные экономические проекты.

Ведь если выборы будут признаны нелегитимными, то у избранного президента будет желание и конституционное право признать все, что подпишет Лукашенко после ноября, незаконным! Это должны понимать не только политики, но и хозяйственники.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Яблоко" отмечает 1000 дней спецоперации

"Яблоко" отмечает 1000 дней спецоперации

Дарья Гармоненко

Партия Явлинского напомнит о своей политической борьбе за мир

0
1392
Надеждин идет в народ поговорить о бюджетах

Надеждин идет в народ поговорить о бюджетах

Дарья Гармоненко

Со сбора подписей за социальное государство начнется серия новых оппозиционных проектов

0
1303
У каждого второго микрозаемщика уже есть долг перед банком

У каждого второго микрозаемщика уже есть долг перед банком

Анастасия Башкатова

ЦБ указал на социальную функцию быстрых кредитов до получки

0
1251
Судьям прибавят зарплату за "выгорание на работе"

Судьям прибавят зарплату за "выгорание на работе"

Екатерина Трифонова

Число действующих служителей Фемиды скоро сравняется с количеством отставников

0
1171

Другие новости