0
875
Газета СНГ Интернет-версия

24.04.2001 00:00:00

Новая система координат для "Союза двух"

Тэги: белоруссия, россия, союз


В БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИХ отношениях возникла одна характерная особенность, которую невозможно не замечать: разговор об интеграции, о создании союзного государства активизируется в преддверии той или иной политической кампании. Причем в качестве философской основы берутся славянофильство, мессианство, что неизменно приводит к откровенной демагогии. Сейчас власти Белоруссии начали подготовку к выборам президента. Одним из козырей Александра Лукашенко становится якобы выполненное им обещание о единении с Россией. Делается и ссылка на результаты референдума, проведенного в мае 1995 г. и поддержавшего идею создания союзного государства. При этом как бы забывается, что во время упомянутого плебисцита был одобрен тезис об экономическом сотрудничестве с Россией и ссылки на него не имеют юридической силы.

Поведение "главного интегратора" (так зачастую подобострастное окружение называет Александра Лукашенко) указывает на цель маневров: получить во что бы то ни стало нужную поддержку со стороны Кремля в борьбе за власть. Радикальная белорусская оппозиция активно выступает против интеграции в любой ее форме. Как одна, так и другая стороны допускают непростительную ошибку, потому что не оценивают перспективы белорусско-российских отношений с позиции реальности.

Ответ на этот сложный и жизненно важный вопрос находится посередине. Для каждого здравомыслящего политика и простого гражданина, как России, так и Белоруссии, очевидны несколько довольно прозаичных истин.

Во-первых, структуры власти обоих государств должны быть, бесспорно, легитимными и признаны мировым сообществом. В ином случае все заключенные вчера и сегодня договоренности на определенном этапе развития одного из партнеров могут быть подвержены внутренней ревизии, а имеющиеся двусторонние договоренности не будут признаны мировым сообществом. В таких условиях не может быть и речи о гарантиях инвестиций, правовой защите собственности на территории союзного государства и т.д.

Во-вторых, основой союза должны стать прежде всего взаимовыгодные экономические отношения. Это потребует унификации не только и не столько таможенных платежей и пошлин, налогового законодательства, сколько приведения к единому знаменателю самих экономических систем. Сегодня, к сожалению, эти системы принципиально отличаются одна от другой. Предлагается объединить рыночную экономику России с государственно-монополистической экономикой Белоруссии. Такой альянс невозможен. Поэтому, к сожалению, и строится он на средневековом бартерном обмене между партнерами-одиночками на уровне Белоруссия-Российский регион. Пробуксовывает реальная межгосударственная экономическая интеграция. А ведь только она может создать реальный фундамент для наращивания отношений во всех других сферах. Только она сможет привести уровень сотрудничества стран к такому рубежу, когда процесс создания союза станет необратимым.

В-третьих, жизненная необходимость экономического, научного, культурного сотрудничества не может быть разменной картой в политической игре отдельных личностей. Политическая составляющая союза не может быть главной в этом сложном многогранном процессе.

В-четвертых, внутренняя и особенно внешняя политика одного из союзников не должна приносить вред другому партнеру. Каждый шаг в рамках союза должен согласовываться и многократно выверяться. Мы, к сожалению, являемся свидетелями многочисленных дипломатических и политических ляпсусов, которые уже существенно сказались и продолжают сказываться. За примерами далеко ходить не надо. Это и скандал, связанный с задержанием Павла Бородина, и пропагандистская кампания, развязанная государственными СМИ против НАТО и ОБСЕ, демонстративное братание с реакционными режимами мира, конкуренция в торговле оружием, подогревание сепаратистских настроений у региональных лидеров России и т.д.

В-пятых, все действия в рамках создания союза должны быть юридически безупречными. Ни один шаг на этом пути не должен противоречить конституциям и законодательствам. Насколько опасны отклонения от этих принципов, показывает поведение белорусской стороны в эти дни. Вдруг и в палате представителей, и в банковских кругах заговорили о незаконности заключенных соглашений о единой валюте, это же прозвучало из уст самого президента. Причина "прозрения" кроется не в серьезном анализе договоренностей, а в политической конъюнктуре, в ущемлении амбиций отдельных политических лидеров.

Граждане Белоруссии в подавляющем большинстве понимают, что обеспечение безопасности государства возможно лишь в союзе с Россией. Специалистам оборонной сферы понятно, что мы не можем существовать и без тесного сотрудничества в военной области, в оборонной промышленности. Однако неуклюжесть, с которой реализуется эта потребность, ничего, кроме вреда, не приносит. Несовместимы, например, конституционные требования о нейтральном статусе страны с ее основополагающим принципом внеблоковой политики и потуги создания единой военно-стратегической группировки. Точнее, даже не создания, а шумной пропагандистской демагогии о ее создании - по замыслу инициаторов, это должно напугать наших возможных противников на западном направлении.

Следует с горечью признать, что чем больше демагогии раздувают властные структуры Белоруссии вокруг союзного государства, тем больше в сознании ее граждан укрепляются антисоюзные настроения. Любая форма открытой поддержки или молчаливого согласия политического руководства России с курсом, проводимым режимом Александра Лукашенко, может бесповоротно оттолкнуть многих здравомыслящих людей от России. Кроме того, люди не видят, что преобразования, выразившиеся лишь в создании дополнительных бюрократических структур, дают какой-либо положительный эффект. Это стимулирует исчезновение реального интереса к самой идее союзного государства. Бытует мнение, что политическая верхушка строит нечто вроде кормушек для себя, а влияния на жизнь простых людей не видно.

Отрицательные настроения могут получить такое широкое распространение, что сама идея окажется похороненной. Хотя для многих очевидно, что Минск и Москва объективно заинтересованы в сотрудничестве и тесной интеграции и желают быстрейшего осуществления задуманного. Для Белоруссии нет альтернативы поставкам энергетического и других видов сырья из России. Именно Россия может стать транзитным коридором для белорусской продукции в страны Юго-Восточной Азии и Дальневосточный регион.

Очевидно и то, что Россия нуждается в потенциале белорусских предприятий, ей необходим и транзитный коридор в Европу и из Европы. Важную роль Белоруссия может сыграть и при построении системы общеевропейской безопасности. В международно-политическом плане Россия также заинтересована в сохранении независимого белорусского государства, которое занимает полноправное место в ООН - это даст уже в недалеком будущем возможность активного дипломатического маневра в Европе, в отношениях с ОБСЕ, Советом Европы, НАТО.

Однако для перенесения политических проектов и прожектов в практическую плоскость необходимо поменять систему координат белорусско-российского сотрудничества.

Руководство Республики Беларусь должно признать, что для реализации совместных планов необходимо существенно перестроить свою экономическую политику. В рамках этого требования должен быть согласован, утвержден и финансово обеспечен конкретный план первоочередных мер для проведения в Белоруссии экономических реформ, иначе взаимовыгодное сотрудничество в союзном государстве невозможно.

В Белоруссии в кратчайшее время должна быть принята правовая база для защиты российских инвестиций в белорусскую экономику. Интересы российских фирм и банков должны обеспечивать не властные "крыши", а Его Величество Закон. Для разрешения возникающих хозяйственных споров соответствующими полномочиями должен быть наделен Международный арбитраж.

В экономическом сотрудничестве должна произойти переориентация главных усилий белорусского руководства по взаимодействию с регионами России на уровень межгосударственной деятельности. В этих условиях должна активизироваться работа по унификации законодательства, в первую очередь таможенного и налогового.

Для решения политической судьбы будущего белорусско-российского союза все действия чиновников должны быть поставлены в строгие рамки конституций и законов обеих стран. Принципиальные вопросы будущего союза должны решаться в ходе всенародных референдумов. Учитывая печальный белорусский опыт, референдумы должны проводиться в строгом соответствии с общепринятыми демократическими стандартами.

И тогда будет развенчан миф о том, что белорусско-российские отношения поддерживаются благодаря усилиям одиночек-харизматиков, выяснится, что у движения навстречу друг другу есть широкая социальная поддержка.

Центр тяжести сотрудничества между двумя странами - экономическая сфера с минимизацией политической составляющей. В определении основных направлений приоритет принадлежит национальным интересам, а интеграция должна служить балансом интересов двух стран.

Минск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1952
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4610
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2505
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2882

Другие новости