В БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИХ отношениях возникла одна характерная особенность, которую невозможно не замечать: разговор об интеграции, о создании союзного государства активизируется в преддверии той или иной политической кампании. Причем в качестве философской основы берутся славянофильство, мессианство, что неизменно приводит к откровенной демагогии. Сейчас власти Белоруссии начали подготовку к выборам президента. Одним из козырей Александра Лукашенко становится якобы выполненное им обещание о единении с Россией. Делается и ссылка на результаты референдума, проведенного в мае 1995 г. и поддержавшего идею создания союзного государства. При этом как бы забывается, что во время упомянутого плебисцита был одобрен тезис об экономическом сотрудничестве с Россией и ссылки на него не имеют юридической силы.
Поведение "главного интегратора" (так зачастую подобострастное окружение называет Александра Лукашенко) указывает на цель маневров: получить во что бы то ни стало нужную поддержку со стороны Кремля в борьбе за власть. Радикальная белорусская оппозиция активно выступает против интеграции в любой ее форме. Как одна, так и другая стороны допускают непростительную ошибку, потому что не оценивают перспективы белорусско-российских отношений с позиции реальности.
Ответ на этот сложный и жизненно важный вопрос находится посередине. Для каждого здравомыслящего политика и простого гражданина, как России, так и Белоруссии, очевидны несколько довольно прозаичных истин.
Во-первых, структуры власти обоих государств должны быть, бесспорно, легитимными и признаны мировым сообществом. В ином случае все заключенные вчера и сегодня договоренности на определенном этапе развития одного из партнеров могут быть подвержены внутренней ревизии, а имеющиеся двусторонние договоренности не будут признаны мировым сообществом. В таких условиях не может быть и речи о гарантиях инвестиций, правовой защите собственности на территории союзного государства и т.д.
Во-вторых, основой союза должны стать прежде всего взаимовыгодные экономические отношения. Это потребует унификации не только и не столько таможенных платежей и пошлин, налогового законодательства, сколько приведения к единому знаменателю самих экономических систем. Сегодня, к сожалению, эти системы принципиально отличаются одна от другой. Предлагается объединить рыночную экономику России с государственно-монополистической экономикой Белоруссии. Такой альянс невозможен. Поэтому, к сожалению, и строится он на средневековом бартерном обмене между партнерами-одиночками на уровне Белоруссия-Российский регион. Пробуксовывает реальная межгосударственная экономическая интеграция. А ведь только она может создать реальный фундамент для наращивания отношений во всех других сферах. Только она сможет привести уровень сотрудничества стран к такому рубежу, когда процесс создания союза станет необратимым.
В-третьих, жизненная необходимость экономического, научного, культурного сотрудничества не может быть разменной картой в политической игре отдельных личностей. Политическая составляющая союза не может быть главной в этом сложном многогранном процессе.
В-четвертых, внутренняя и особенно внешняя политика одного из союзников не должна приносить вред другому партнеру. Каждый шаг в рамках союза должен согласовываться и многократно выверяться. Мы, к сожалению, являемся свидетелями многочисленных дипломатических и политических ляпсусов, которые уже существенно сказались и продолжают сказываться. За примерами далеко ходить не надо. Это и скандал, связанный с задержанием Павла Бородина, и пропагандистская кампания, развязанная государственными СМИ против НАТО и ОБСЕ, демонстративное братание с реакционными режимами мира, конкуренция в торговле оружием, подогревание сепаратистских настроений у региональных лидеров России и т.д.
В-пятых, все действия в рамках создания союза должны быть юридически безупречными. Ни один шаг на этом пути не должен противоречить конституциям и законодательствам. Насколько опасны отклонения от этих принципов, показывает поведение белорусской стороны в эти дни. Вдруг и в палате представителей, и в банковских кругах заговорили о незаконности заключенных соглашений о единой валюте, это же прозвучало из уст самого президента. Причина "прозрения" кроется не в серьезном анализе договоренностей, а в политической конъюнктуре, в ущемлении амбиций отдельных политических лидеров.
Граждане Белоруссии в подавляющем большинстве понимают, что обеспечение безопасности государства возможно лишь в союзе с Россией. Специалистам оборонной сферы понятно, что мы не можем существовать и без тесного сотрудничества в военной области, в оборонной промышленности. Однако неуклюжесть, с которой реализуется эта потребность, ничего, кроме вреда, не приносит. Несовместимы, например, конституционные требования о нейтральном статусе страны с ее основополагающим принципом внеблоковой политики и потуги создания единой военно-стратегической группировки. Точнее, даже не создания, а шумной пропагандистской демагогии о ее создании - по замыслу инициаторов, это должно напугать наших возможных противников на западном направлении.
Следует с горечью признать, что чем больше демагогии раздувают властные структуры Белоруссии вокруг союзного государства, тем больше в сознании ее граждан укрепляются антисоюзные настроения. Любая форма открытой поддержки или молчаливого согласия политического руководства России с курсом, проводимым режимом Александра Лукашенко, может бесповоротно оттолкнуть многих здравомыслящих людей от России. Кроме того, люди не видят, что преобразования, выразившиеся лишь в создании дополнительных бюрократических структур, дают какой-либо положительный эффект. Это стимулирует исчезновение реального интереса к самой идее союзного государства. Бытует мнение, что политическая верхушка строит нечто вроде кормушек для себя, а влияния на жизнь простых людей не видно.
Отрицательные настроения могут получить такое широкое распространение, что сама идея окажется похороненной. Хотя для многих очевидно, что Минск и Москва объективно заинтересованы в сотрудничестве и тесной интеграции и желают быстрейшего осуществления задуманного. Для Белоруссии нет альтернативы поставкам энергетического и других видов сырья из России. Именно Россия может стать транзитным коридором для белорусской продукции в страны Юго-Восточной Азии и Дальневосточный регион.
Очевидно и то, что Россия нуждается в потенциале белорусских предприятий, ей необходим и транзитный коридор в Европу и из Европы. Важную роль Белоруссия может сыграть и при построении системы общеевропейской безопасности. В международно-политическом плане Россия также заинтересована в сохранении независимого белорусского государства, которое занимает полноправное место в ООН - это даст уже в недалеком будущем возможность активного дипломатического маневра в Европе, в отношениях с ОБСЕ, Советом Европы, НАТО.
Однако для перенесения политических проектов и прожектов в практическую плоскость необходимо поменять систему координат белорусско-российского сотрудничества.
Руководство Республики Беларусь должно признать, что для реализации совместных планов необходимо существенно перестроить свою экономическую политику. В рамках этого требования должен быть согласован, утвержден и финансово обеспечен конкретный план первоочередных мер для проведения в Белоруссии экономических реформ, иначе взаимовыгодное сотрудничество в союзном государстве невозможно.
В Белоруссии в кратчайшее время должна быть принята правовая база для защиты российских инвестиций в белорусскую экономику. Интересы российских фирм и банков должны обеспечивать не властные "крыши", а Его Величество Закон. Для разрешения возникающих хозяйственных споров соответствующими полномочиями должен быть наделен Международный арбитраж.
В экономическом сотрудничестве должна произойти переориентация главных усилий белорусского руководства по взаимодействию с регионами России на уровень межгосударственной деятельности. В этих условиях должна активизироваться работа по унификации законодательства, в первую очередь таможенного и налогового.
Для решения политической судьбы будущего белорусско-российского союза все действия чиновников должны быть поставлены в строгие рамки конституций и законов обеих стран. Принципиальные вопросы будущего союза должны решаться в ходе всенародных референдумов. Учитывая печальный белорусский опыт, референдумы должны проводиться в строгом соответствии с общепринятыми демократическими стандартами.
И тогда будет развенчан миф о том, что белорусско-российские отношения поддерживаются благодаря усилиям одиночек-харизматиков, выяснится, что у движения навстречу друг другу есть широкая социальная поддержка.
Центр тяжести сотрудничества между двумя странами - экономическая сфера с минимизацией политической составляющей. В определении основных направлений приоритет принадлежит национальным интересам, а интеграция должна служить балансом интересов двух стран.
Минск