0
1283
Газета СНГ Интернет-версия

05.05.2001 00:00:00

Россия - Узбекистан: наступает эпоха потепления

Тэги: узбекистан, россия, каримов, визит, терроризм


узбекистан, россия, каримов, визит, терроризм

БОРЬБА с международным терроризмом и религиозным экстремизмом в рамках СНГ не может быть эффективной без участия в ней Узбекистана. Таково убеждение Москвы, которая расценивает роль этой центральноазиатской страны в обеспечении безопасности в регионе как ключевую. Крайне обеспокоенные угрозой проникновения исламских боевиков на территорию России через южные рубежи кремлевские власти активно стремятся вовлечь официальный Ташкент в антитеррористические структуры Содружества.

Идея о присоединении Узбекистана к Шанхайскому форуму (в настоящий момент республика участвует в его работе лишь в роли наблюдателя), похоже, становится реальностью. Это может стать одним из важных итогов начавшегося вчера государственного визита президента Узбекистана Ислама Каримова в российскую столицу. Российские эксперты уже давно активно работают над выработкой взаимоприемлемой формулы сотрудничества Узбекистана в качестве полноценного члена Шанхайского форума. И, как заявил в преддверии визита Каримова в Москву заместитель главы администрации российского президента Сергей Приходько, не исключено, что на очередном заседании форума, запланированного на 15 июня в Шанхае, Ташкент будет присутствовать уже в качестве полноправного члена этой организации.

Косвенное подтверждение этому можно усмотреть и в заявлении Ислама Каримова о том, что активность, которую проявляет Россия с целью поддержания безопасности в Центрально-Азиатском регионе, полностью поддерживается узбекской стороной.

По окончании переговоров Владимир Путин и Ислам Каримов подписали совместное заявление, в котором говорится, что Россия и Узбекистан выражают серьезную озабоченность в связи с попытками сил международного терроризма и религиозного экстремизма осложнить ситуацию в Центральной Азии. Президенты констатировали "совпадение оценок характера и источников угроз миру и стабильности в Центрально-Азиатском регионе, исходящих в первую очередь с территории Афганистана". Эта страна, отмечается в заявлении, по существу, "превращена в центр терроризма, плацдарм для экспорта нестабильности". В связи с чем президенты считают необходимым укреплять взаимодействие на двусторонней и многосторонней основах в деле организации решительного отпора террористам и экстремистам, говорится в их совместном заявлении.

Сергей Приходько также сообщил о том, что и сама система Шанхайского форума постепенно начинает трансформироваться. Как известно, входящие в состав этого объединения государства - Россия, Казахстан, Китай, Киргизия и Таджикистан - подписали в апреле 1996 года в китайской столице соглашение об обеспечении безопасности вдоль своих границ. Между тем в случае присоединения к "пятерке" Ташкента придется вносить изменения в соглашение, поскольку Узбекистан не имеет общих границ ни с Россией, ни с Китаем. Кроме того, претендующий на членство в Шанхайском форуме Пакистан (в январе этого года он направил государствам-участникам просьбу о присоединении к этой организации) вообще не имеет общих границ ни с одним из государств "пятерки". Кстати, вопрос о присоединении Пакистана может быть рассмотрен на том же летнем саммите в Шанхае.

Однако российская сторона расценивает перспективу сотрудничества с Ташкентом в рамках этой региональной организации лишь как один из шагов на пути широкомасштабного взаимодействия с Узбекистаном в борьбе с международным терроризмом и религиозным экстремизмом. Так, в Кремле по-прежнему озабочены тем, что официальный Ташкент до сих по не присоединился к Договору о коллективной безопасности (ДКБ), а также тем, что наметившиеся в последнее время разногласия между Узбекистаном и Таджикистаном по вопросам борьбы с исламским экстремизмом несколько тормозят работу Антитеррористического центра Содружества. Не случайно переговоры узбекского лидера с российским президентом предварил визит в Москву таджикского руководителя Эмомали Рахмонова. По сообщениям из Кремля, некоторые темы переговоров обоих центральноазиатских лидеров с Владимиром Путиным перекликались.

Другой немаловажной темой переговоров Владимира Путина и Ислама Каримова стала перспектива углубления торгово-экономического сотрудничества двух стран. По словам российского президента, товарооборот между Узбекистаном и Россией в прошлом году увеличился на 17%, достигнув суммы в 1 млрд. долларов США. Но при этом отрицательное сальдо торгового баланса России с Узбекистаном составляет более 350 млн. долларов. Узбекский президент, в свою очередь, заявил, что объем товарооборота с Россией можно за короткое время увеличить вдвое. Для этого, по его словам, необходимо пересмотреть структуру межгосударственных торгово-экономических отношений. Каримов также призвал Россию активнее инвестировать свои средства в узбекский рынок, в частности путем создания совместных предприятий и участия в программе приватизации. Узбекский руководитель отметил, что в ходе его переговоров с Путиным была достигнута договоренность о создании Российско-узбекской торговой палаты, а также обсуждено предложение российского президента о создании в составе Совета безопасности РФ специальной группы, которая бы занималась мониторингом российско-узбекских военно-технических связей.

Во время встречи в Кремле президенты затронули и вопрос о положении русскоязычного населения Узбекистана. По мнению Каримова, в этой сфере никаких проблем не существует. По данным узбекского президента, из 24 тыс. русских, покинувших Узбекистан в прошлом году, 8 тысяч вернулись обратно. Причем причину эмиграции Каримов видит не столько в обстоятельствах жизни в самом Узбекистане, сколько в усилении напряженности в регионе, связанной с возрастающей угрозой экстремизма.

Помимо совместного заявления президенты двух стран подписали договор о сотрудничестве по пограничным вопросам. Кроме того, в присутствии глав государств был подписан целый ряд совместных документов, в частности, соглашение о межправительственной комиссии, соглашение о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле, протокол об обмене грамотами о ратификации Договора о дальнейшем углублении всестороннего сотрудничества в военной и военно-технической областях от 11 декабря 1999 года. Кроме того, в рамках визита были подписаны соглашения между государственными таможенными комитетами двух стран, а также протокол о сотрудничестве между министерствами культуры.

***

ТО, ЧТО второй государственный визит президента Узбекистана Ислама Каримова в Москву завершится успешно, ни у кого не вызывало сомнений. После избрания Владимира Путина президентом РФ российско-узбекистанские отношения развивались особенно активно. Руководители двух стран явно симпатизируют друг другу. Кроме того, многие обстоятельства, в частности, борьба с международным терроризмом и религиозным экстремизмом, ситуация в Афганистане, вынуждают Москву и Ташкент объединить свои усилия. И, наконец, национальные интересы обеих стран совпадают. Сегодня практически нет такой проблемы, которая могла бы сделать Россию и Узбекистан противниками.

Отмеченные обстоятельства и предопределили исход состоявшейся вчера в Кремле встречи двух президентов. Перед началом российско-узбекистанских переговоров в расширенном составе Владимир Путин заявил, что в ходе его встречи с Исламом Каримовым особое внимание было уделено обстановке в Центральной Азии. При этом российский руководитель отметил, что оба президента исходят из того, что нет необходимости нагнетать ситуацию, но надо "быть готовым к любому ее развитию".

Эксперты констатируют начало "периода потепления" в российско-узбекистанских отношениях. Судя по всему, Ташкент и Москва всерьез настроены на стратегическое партнерство. Только по итогам первого квартала 2001 г., товарооборот между странами по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос почти на 30%. Сегодня в Узбекистане работают 520 совместных российско-узбекских предприятий, российских фирм и компаний. И тенденция продолжает развиваться.

По итогам переговоров было подписано 10 межгосударственных соглашений, которые дополнят юридическую базу взаимоотношений двух стран.

***

ХОТЯ военная тематика не была доминирующей на состоявшихся вчера переговорах Ислама Каримова и Владимира Путина, общий тон контактов узбекского и российского лидеров в той или иной мере касался именно вопросов обороны и безопасности. Эта проблематика нашла отражение в большинстве рассмотренных документов. Причем подписанные президентами Договор между Россией и Узбекистаном о сотрудничестве по пограничным вопросам и протокол об обмене грамотами о ратификации Договора о дальнейшем углублении всестороннего сотрудничества в военной и военно-технической областях от 11 декабря 1998 г. затронули военную тему напрямую.

Однако говорить о беспроблемности в двусторонних отношениях в оборонной сфере пока не приходится. Как передают узбекские источники, Ташкент по-прежнему недоволен тем, что поставки российского вооружения затягиваются. Узбекистан в настоящее время крайне нуждается в стрелковом оружии (автоматах, снайперских винтовках, крупнокалиберных пулеметах) и артиллерийских системах - в основном минометах и ракетных системах залпового огня, которые эффективны при применении в горной местности и "зеленке". Нужны узбекской армии и современные средства связи, ночные прицелы, радиолокационные станции и т.п. Часть этой продукции может быть поставлена со складов Российской армии, часть - с предприятий оборонки. Почему поставки затягивались, тоже не секрет: стороны не могли договориться о формах оплаты. При этом долги Ташкента Москве составляют более 600 млн. долл.

Теперь решено, что Узбекистан за оружие расплатится хлопком, газом, фруктами и овощами. Последние предполагают прямые поставки в Москву по ценам на треть ниже мировых.

Однако по-прежнему остаются большие разногласия по проблеме формирования Международной авиастроительной компании "Ильюшин", в которую должны войти КБ "Ильюшин", Воронежский и Ташкентский авиационные заводы. Как известно, в ходе состоявшегося в апреле 2001 г. в Москве заседания российско-узбекистанской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству стороны лишь договорились разработать и утвердить схему создания международного авиационного концерна. Между тем потребность военно-транспортной авиации ВВС РФ в модифицированных самолетах Ил-76МФ составляет несколько сот единиц. Узбекистанские авиаторы предлагают производить их с иностранными, более экономичными двигателями, что полностью неприемлемо для России, так как нарушается принцип независимости оборонно-промышленного комплекса страны.

Узбекистанские и российские авиаторы могли бы производить и гражданские самолеты, на которые есть спрос, однако их собирают пока в единичных экземплярах. При этом Ташкент закупает "Боинги" в США.

Тем не менее при всех существующих проблемах российско-узбекские отношения наполняются конкретным содержанием. Однако Ташкент по-прежнему отказывается от участия в коллективных органах Содружества.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
768
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2324
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1398
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1734

Другие новости