0
974
Газета СНГ Интернет-версия

08.09.2001 00:00:00

Восточные мотивы каспийских коллизий

Тэги: политика, каспий


политика, каспий Поможет ли мастерство азербайджанских музыкантов снять противоречия между Баку и Тегераном?

БЕСПРЕЦЕДЕНТНОЕ по своей политической значимости культурное событие произойдет на днях в Тегеране. С семидневным гастрольным турне в иранскую столицу прибывает Государственный симфонический оркестр Азербайджана, который выступит в иранской столице с рядом концертов под руководством известного азербайджанского дирижера профессора Агаверди Пашаева.

Согласно распространенным по официальным каналам сообщениям, цель проведения этой многозначительной акции - содействовать углублению культурных связей между азербайджанским и иранским народами. Однако очевидно, что все 26 музыкантов из Баку несут личную ответственность за успешное выполнение задачи государственной значимости. По существу, им прежде всего придется выступить в качестве как бы "сопровождающей команды" находящегося в эти дни в Тегеране с рабочим визитом министра национальной безопасности Азербайджана Намика Аббасова, который направлен в Иран "для обсуждения вопросов региональной безопасности".

Нельзя не признать, что возложенная на Намика Аббасова задача не уступает по своей сложности "тегеранским обязательствам" профессора Пашаева. Ведь и выдающийся музыкант, и руководитель спецслужбы делегированы Гейдаром Алиевым в столицу государства, которое весь последний месяц неоднократно нарушало воздушные границы Азербайджана, выступая при этом с недвусмысленными угрозами военного характера по адресу Баку. Правда, в наиболее сложном положении окажутся музыканты оркестра. Им придется ублажать сладкозвучными мелодиями политическую элиту Ирана, которая в своем абсолютном большинстве не только поддерживает "предупредительные акции" в отношении Азербайджана, но считает необходимым еще более ужесточить позиции Тегерана в его тяжелом диалоге с Баку.

Очевидно, что сложившуюся ситуацию трудно охарактеризовать иначе как триумф политики Ирана на Каспии. Триумф, с которым должен смириться Азербайджан. По крайней мере, на данном этапе. Этого требует безоговорочно действующее в регионе право силы, которое может быть оспорено исключительно со стороны таких геополитических "тяжеловесов", как США, Россия или же Турция, которые предпочли не входить в конфронтацию с Ираном и практически оставили Азербайджан лицом к лицу с его могущественным южным соседом.

Причины подобного поведения Вашингтона, Москвы и Анкары стали сегодня предметом самых жарких дискуссий в среде занимающейся каспийской проблематикой экспертов. Очевидно, что однозначного ответа на весь комплекс сложнейших каспийских проблем невозможно дать в любом случае. Но определенные выводы можно сделать уже сегодня.

Во-первых, следует отметить, что сегодня внешнеполитические приоритеты заинтересованных держав в отношении Ирана строятся прежде всего исходя из внутренней специфики этой многомиллионной исламской республики, стоящей, как считают многие эксперты, на пороге значительных внутриполитических катаклизмов. Уже сегодня очевидно, что попытка построения стабильного теократического исламского государства в Иране успехом не увенчалась. Если в первые годы основания ИРИ духовное и политическое руководство этой страны боролось за построение исламского режима, то сегодня оно уже борется за его сохранение. Именно состояние перманентной внутренней борьбы делает Иран весьма нестабильным внутренне, а значит - непредсказуемым и на внешнеполитической арене. Подобное положение дел сегодня не соответствует интересам ни одной из вовлеченных в дела региона держав, в том числе имеющих крайне отличающиеся друг от друга приоритеты в отношении Ирана: США, России и Турции. Очевидно, что ни Вашингтон, ни Москва, ни Анкара не готовы сегодня к еще одной иранской революции. Во многом поэтому они склонны поддерживать избранного недавно на второй срок президента-реформатора Мохаммада Хатами, находящегося сегодня в состоянии перманентного, хотя и неафишируемого, противостояния с могущественным духовным руководством страны, и прежде всего с аятоллой Хаменеи. Оба этих иранских лидера имеют значительное влияние и на военно-политическую, и на внешнеполитическую сферы. Однозначного ответа на актуальный вопрос, чьей именно инициативой была вызвана акция силового запугивания Азербайджана, не могут знать точно ни в одной из столиц мира. А значит, не могут выработать однозначную позицию в этом вопросе.

Свидетельством этому, в частности, стала крайне запоздалая и весьма вялая реакция официального Вашингтона на ирано-азербайджанские инциденты. Уже через несколько дней после первой "воздушной акции" для Баку стало очевидно, что на действенную поддержку США вряд ли стоит надеяться. Естественно, что взор азербайджанского руководства сразу же пал на "братскую" Турцию, у которой есть целый комплекс собственных претензий к Ирану. Правда, содействие Анкары также оказалось не только запоздалым, но и во многом театрализованным. И хотя "парад" турецких бомбардировщиков в небе Баку, куда они прибыли "погостить", был однозначно расценен местными наблюдателями как демонстрация турецких намерений, Анкара не преминула напомнить Баку, что Иран для нее - не менее дружественная страна и с ней надо договариваться.

Подобная позиция турецкой стороны вряд ли должна вызывать удивление. Во-первых, очевидно, что Турция сегодня вовсе не заинтересована в инициировании нового противостояния в регионе, так как не имеет для этого достаточных политических и экономических ресурсов. Во-вторых, нельзя не игнорировать и то обстоятельство, что Иран сегодня является одним из крупнейших торговых партнеров Турции, экономика которой, кстати, переживает далеко не лучшие времена. Заметим, что именно в период нагнетания ирано-азербайджанского противостояния Анкара вновь выступила с заявлением о намерении начать импорт иранского газа уже в самое ближайшее время. По словам директора Национальной газовой компании Ирана Хамдоллаха Мохаммада Неджата, Иран планирует приступить к поставкам газа уже в конце сентября. Согласно подписанному сторонами договору, ежегодно Турция должна импортировать 2 млрд. кубометров иранского газа, а через несколько лет - повысить объемы до 10 млрд. кубометров в год. Естественно, Анкара не сбрасывала со счетов и фактор инициированного Гейдаром Алиевым нового "геополитического флирта" с Россией, который, естественно, никак не соответствует интересам Турции.

Правда, на слишком беззаветную поддержку Москвы Азербайджану также не приходится рассчитывать. В Баку прекрасно осознают, что нынешние внешнеполитические приоритеты России четко предусматривают усиление надрегионального взаимодействия между Москвой и Тегераном. Свидетельством тому стало направленное Минобороны России приглашение главе иранского военного ведомства посетить Москву и обсудить с российскими коллегами перспективы расширения двустороннего взаимодействия в военно-технической сфере. Согласно предварительной информации, в ходе визита министра обороны Ирана, вице-адмирала Али Шахмани, отложенного ввиду посещения Москвы Ариэлем Шароном, предполагается подписание целого ряда ключевых соглашений. Как сообщило иранское агентство ИРНА, на переговорах в Москве будут затронуты проблемы двустороннего сотрудничества в области ядерной энергии, актуальные аспекты региональной безопасности, а также проблемы международной и глобальной безопасности в целом.

Столь широкий круг вопросов, естественно, никак не может свидетельствовать о намерении Москвы испортить свои отношения с Тегераном из-за Азербайджана. Последнему, похоже, действительно не остается иного шанса, как попытаться "задобрить" иранцев и в конечном итоге попытаться договориться с ними. И, кажется, "первую скрипку" в этом нелегком деле должен сыграть Государственный симфонический оркестр.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ уже тесно в политконсенсусе

КПРФ уже тесно в политконсенсусе

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единение с властью ради СВО для левых стало смирительной рубашкой

0
870
Партия Миронова борется за второй тур

Партия Миронова борется за второй тур

Иван Родин

Выборы в Госдуму по одномандатным округам начали беспокоить оппозицию

0
884
Кассационные суды немного приподнялись над системой

Кассационные суды немного приподнялись над системой

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон сохраняется в условиях неизменности кадровой политики

0
807
Что может выиграть Россия от сценариев двуполярности или многополярности

Что может выиграть Россия от сценариев двуполярности или многополярности

Михаил Сергеев

На Западе и в РФ не уверены в способности Китая стать вторым центром доминирования

0
1300

Другие новости