фото Reuters
На московской сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ (Организации договора о коллективной безопасности) Кремль добился от своих союзников поддержки по всем важным вопросам, кроме одного. Члены ОДКБ осудили Грузию за агрессию, поддержали действия России и выступили "за обеспечение прочной безопасности для Южной Осетии и Абхазии". Однако примеру Москвы в деле признания этих республик пока никто из ее союзников в СНГ не последовал.
Впрочем, президент Медведев сразу дал понять, что он на это и не рассчитывал. Подводя итоги саммита на совместной с армянским президентом Сержем Саргсяном пресс-конференции, российский лидер подчеркнул, что по вопросу о признании Южной Осетии и Абхазии "все наши партнеры по ОДКБ будут определяться самостоятельно, руководствуясь своими национальными интересами", и что Москва полностью согласна с такой позицией. Медведев выглядел вполне удовлетворенным достигнутыми результатами: видимо, в сложившейся "непростой международной обстановке" это был максимум, на который оказались способны наши союзники. Кремль добился главного: лидеры ОДКБ (а в эту организацию входят, помимо России, Армения, Белоруссия, Киргизия, Казахстан, Таджикистан и Узбекистан) заявили о консолидированной позиции по последним событиям в Южной Осетии и дали "однозначно негативную оценку агрессии Грузии".
Российский президент охарактеризовал разговор глав государств ОДКБ в узком кругу как "очень продуктивный, прямой, честный" (отметим, что он, видимо, был еще и очень непростым, потому что продолжался гораздо дольше запланированного - почти три часа). При этом он подчеркнул, что "Россия выступала и выступает за политико-дипломатическое урегулирование спорных проблем, но при необходимости мы готовы и впредь жестко отстаивать свои интересы. Конфронтация - не наш выбор". Впрочем, в итоговой декларации саммита присутствуют достаточно мягкие формулировки: члены ОДКБ всего лишь "глубоко озабочены" (а не "гневно осуждают", например) предпринятой Грузией попыткой "силового решения конфликта в Южной Осетии, которая привела к многочисленным жертвам среди мирного населения и миротворцев".
Союзники Москвы поддержали "активную роль России в содействии миру и сотрудничеству в регионе" и высказались за обеспечение прочной безопасности для Южной Осетии и Абхазии. Пути обеспечения такой безопасности в документе не обозначены, так что этот пункт можно считать косвенной поддержкой последних действий России: ведь признание этих республик и их дальнейшее существование под российским военным "зонтиком" - это один из вариантов обеспечения их безопасности.
Не были оставлены без внимания и действия некоторых стран Запада по восстановлению армии Грузии. Авторы декларации "обеспокоены наращиванием военного потенциала и эскалацией напряженности в Кавказском регионе" и призывают не провоцировать обострение ситуации. Очевидно, что подразумеваются здесь не названные прямо США - именно эта страна выступает сейчас в роли главного врача-реаниматолога, выводящего режим Саакашвили из комы, вызванной сокрушительным военным поражением. "Нам бы не хотелось, - пояснил президент Медведев, - чтобы Грузия, которая выступила в качестве агрессора, продолжала вооружаться бесконтрольно и с непонятными целями".
Антизападный пафос саммита нашел отражение уже в первых строках итогового документа. Подчеркнув твердое намерение "обеспечивать безопасность в зоне своей ответственности", лидеры отмечают, что в непосредственной близости от этой зоны накапливается "серьезный конфликтный потенциал", связанный с расширением НАТО на восток и размещением объектов ПРО у границ государств-членов ОДКБ. Союзники призывают страны НАТО взвесить все возможные последствия этих шагов.
Какими могут быть эти последствия, стало ясно из слов президента России о необходимости укреплять военную составляющую ОДКБ. Собственно, ничего необычного в этом нет, ведь ОДКБ - военная организация, созданная для защиты стран-участниц от внешних посягательств. Существуют и взаимные обязательства на случай нападения на одного из членов организации. Как признался сам Медведев, именно эта тема стала главной во время его переговоров с коллегами.
"Что нужно сделать, чтобы к ОДКБ прислушивались сильные мира сего?" - задала президентам вопрос журналистка из Армении. "Я считаю, что участники организации - это тоже сильные мира сего. - парировал Медведев. - Чтобы поднять ее авторитет, нам необходимо наращивать сотрудничество по всем направлениям деятельности организации, и что немаловажно - военной составляющей. Без известной жесткости в выполнении решений, без укрепления военной компоненты организация развиваться не будет". Президент Армении Серж Саргсян полностью солидаризовался со своим коллегой, напомнив только о необходимости координировать внешнеполитическую деятельность стран-участниц.
Президентов спросили, какие выводы можно сделать из последних событий в Закавказье. "Нужно себя прилично вести, соблюдать договоренности. - ответил российский президент. - Если кто-либо идет другим путем, он получает жесткий отпор. Никому не позволено убивать людей, уничтожать миротворцев безнаказанно. Последствия наступят, и очень жесткие".
Однако главное последствие войны в Грузии, по мнению Дмитрия Медведева, состоит в том, что 8 августа 2008 года прекратила свое существование прежняя архитектура безопасности. Необходима новая архитектура, опирающаяся на многополярность, которая не будет допускать доминирования какого-то одного государства. Осталось убедить это всем известное "одно государство" отказаться от доминирования. Судя по всему, именно на решение этой сверхзадачи Москва попытается мобилизовать своих партнеров по ОДКБ.