Таможенные посты на абхазско-российской границе сохранятся.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Граница между Россией и Абхазией в ближайшем будущем может стать прозрачной, как между странами Евросоюза. Так считает министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Соглашения о границе и по таможенным вопросам могут быть заключены вскоре после подписания больших договоров между Россией и недавно признанными ею новыми государствами. В руководстве Абхазии считают, что таможенный контроль на рубеже с Россией должен сохраниться.
«Я думаю, что в соглашениях, которые мы договорились между Россией и Абхазией подписать, будет блок вопросов, связанных с передвижением, с вопросами взаимного гражданства, и это, по сути дела, сделает границы для всех россиян и для всех абхазов как между членами Евросоюза», – заявил Лавров в Сухуме.
«Пока еще рано говорить о том, каким будет режим на российско-абхазской границе, – сказал «НГ» по телефону из Сухума глава Службы государственной безопасности Абхазии Юрий Ашуба. – После подписания большого Договора с Россией будет принято решение о том, каким образом станет осуществляться перемещение людей и грузов через границу. Думаю, будет проще».
По мнению секретаря Совета безопасности Абхазии Станислава Лакобы, речь может идти об облегчении режима пересечения границы, но такими, как в Евросоюзе, они вряд ли сразу станут. «Безусловно, таможенный и паспортный контроль сохранится, – заявил Лакоба. – Ведь у нас есть свои паспорта – паспорта граждан Абхазии. Кроме того, нужно укрепить границу с Грузией. По мере того как будет укрепляться грузино-абхазская граница, российско-абхазская будет становиться все более прозрачной. Все эти вопросы будут регулировать договоры о таможенном и пограничном режиме, которые мы заключим после подписания Договора о дружбе и сотрудничестве с Россией. На мой взгляд, сравнение с Евросоюзом слишком вольное».
В настоящее время граница Абхазии и Грузии по-прежнему достаточно прозрачная: она не оборудована должным образом, нет пограничных застав, жители приграничного Гальского района (многие из которых имеют грузинские паспорта) свободно перемещаются через реку Ингури в соседний Зугдидский район, нет жесткого контроля за перемещением товаров. Через границу на Ингури в Абхазию удается проникать и террористам, о чем свидетельствуют последние взрывы в Гальском районе. Пока такое положение дел сохраняется, видимо, российско-абхазская граница не может стать полностью прозрачной.
Аналогичная ситуация и на грузино-осетинской границе, где положение усугубляется тем, что отсутствует естественная природная преграда, в роли которой в случае Абхазии выступает река Ингури. Между тем там проблема облегчения режима на границе с Россией стоит еще более остро: пограничный пост в населенном пункте Нижний Зарамаг разделяет единый осетинский народ, южные осетины хотят свободно ездить к своим родственникам в Северную Осетию.
Отметим, что еще в Соглашении о создании СНГ было зафиксировано обязательство сторон гарантировать открытость границ и свободу передвижения граждан в рамках Содружества. Этот принцип нарушался некоторыми членами Содружества, в частности Туркменией, для посещения которой гражданам РФ нужна виза. Визовый режим с Грузией ввела уже сама Россия, мотивируя это тем, что на территории Грузии находятся базы чеченских боевиков и международных террористов. Постепенно режим на внутренних границах Содружества ужесточается: для посещения большинства стран СНГ теперь нужен загранпаспорт. Так что Абхазия и Южная Осетия могут стать первыми ласточками противоположной тенденции. Тем более что психологически границы внутри бывшего СССР до сих пор не воспринимаются населением как государственные.
Однако перед Абхазией, как сообщили «НГ» в Сухуме, стоят и другие важные задачи, напрямую связанные с безопасностью республики. Например, вся телефонная связь, и мобильная, и стационарная, до сих пор осуществляется через Грузию. Это дает Тбилиси неограниченные возможности для контроля за телефонными переговорами, электронной почтой и перемещением тех или иных лиц на территории Абхазии. «Эту проблему необходимо срочно решать», – сказали «НГ» в правительстве Абхазии.