В Казахстане разработаны меры по стабилизации экономики и финансовой системы в 2009–2010 годах. Как заявил в начале октября президент республики Нурсултан Назарбаев: «Я даю правительству карт-бланш на реализацию программы стабилизации экономики и финансовой системы, широкие полномочия для принятия нестандартных решений в этих условиях». Нестандартные решения не заставили себя ждать, уже 28 октября премьер-министр Карим Масимов выступил с совместным заявлением правительства, Национального банка, фонда национального благосостояния «СамрукКазына» и Агентства по финансовому надзору, в котором содержались меры по минимизации негативного воздействия мирового финансового кризиса на национальную экономику.
Мировой кризис пришел в республику еще в прошлом году. Развитая банковская система республики первой начала расплачиваться за свою «продвинутость», за свою интеграцию в мировую финансовую систему – западные кредиты сократились, а западные долги остались. К тому же из республики ушел (как и из России) спекулятивный капитал, за счет которого, собственно, и работали фондовые биржи. Потребовалась перестройка системы. Первую задачу – выплату за обслуживание кредитов и частичное их погашение – система выполнила. А вот со второй – переориентацией на внутренние источники и кредитованием бизнеса и населения за их счет – возникли трудности. Остается только надеяться на помощь государства.
И вот тут-то и возникла проблема, потребовавшая нестандартных решений. С одной стороны, как показывает мировой опыт, поддержка государства даже в самых либеральных в экономическом отношении странах оборачивается его плотной опекой вплоть до национализации предприятий и банков. С другой стороны, нет сомнений, что без государственного контроля банки могут наворочать много чего, ипотечный кризис в Америке, например, или многомиллиардный проигрыш на фондовом рынке во Франции.
Ведущий финансист республики, председатель правления Народного банка Казахстана Григорий Марченко считает так: «Это цена борьбы с кризисом. Вначале надо погасить пожар, а уж потом разбираться с углями. Решить проблему можно только при помощи денег. А кроме как у государства, денег взять негде». Что же от банков потребовали взамен? «Конечно, мы будем помогать банкам, но не просто так, ведь это деньги народа, – объяснил Назарбаев. – Мы будем давать эти деньги или за акции этих банков, или в Фонд стрессовых активов покупать «плохие» активы».
Совместным решением, как заявил премьер-министр Карим Масимов, четырем системообразующим банкам предложено: если у вас возникнут проблемы, то государство в лице фонда национального благосостояния «СамрукКазына» может в вас «влить» капитал в размере до 25%. Учитывая, что на погашение кризиса выделено 15 млрд. долл., в том числе фонду – 5 млрд., можно представить, сколько получат банки. Системообразующими Альянс банк, БТА Банк, Народный банк и Казкоммерцбанк стали благодаря тому, что на них приходится львиная доля вкладов населения и кредитования экономики. Укрепляя именно эти банки, государство, с одной стороны, предотвращает панику населения, которому на днях были в несколько раз увеличены гарантии сохранения вкладов. С другой стороны, поскольку через эти банки финансируется экономика Казахстана, то речь пойдет не столько о спасении банков, сколько о спасении экономики в целом.
Буквально на следующий день после заседания правительства была достигнута договоренность о частичной национализации Народного банка и Казкоммерцбанка, а еще через день – Альянс банка. Впрочем, национализация – не совсем точный термин. Во-первых, акции покупает не государство, а Фонд национального благосостояния, обычный инвестор, руководствующийся рыночными принципами и заинтересованный не в управлении банками, а в их нормальной деятельности, желательно прибыльной. Во-вторых, капитализация государства ограничивается 25-процентным пакетом акций, да и часть их могут выкупить акционеры банка. И, в-третьих, как заверили в правительстве, государство не собирается вкладывать свои деньги навсегда, оно будет лишь временным инвестором.