0
3425
Газета СНГ Интернет-версия

07.06.2011 00:00:00

Казахстан внес в деятельность ШОС определенную новизну

Тэги: казахстан, шос, саммит


казахстан, шос, саммит

В рамках состоявшегося после досрочных президентских выборов в Казахстане переформатирования кабинета министров пост главы МИД страны занял кадровый дипломат Ержан Казыханов. Казыханов – выпускник восточного факультета Ленинградского госуниверситета. Его назначение эксперты уже связали с подготовкой и проведением юбилейного саммита ШОС в Астане, а также предстоящим с июля председательством Казахстана в Организации Исламская конференция. Какие задачи поставлены перед МИД Казахстана, и какую роль в своей деятельности новый министр готов уделить отношениям с Россией? Об этом Ержан Казыханов рассказал «Независимой газете».

- Ержан Хозеевич, позвольте поздравить Вас со столь важным назначением. Какие цели в новой должности Вы перед собой ставите?

Спасибо за поздравление.

Считаю, что основной задачей моей деятельности на посту министра является эффективная координация работы казахстанской дипломатии по реализации внешнеполитического курса Главы нашего государства, Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева. Лично мной и нашим ведомством будет сделано все возможное для придания нового импульса международным отношениям Казахстана с зарубежными странами, как на двустороннем, так и многостороннем направлениях.

Большая работа проводится нами по укреплению интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза, а также СНГ и ОДКБ.

Очевидно, что в практической плоскости сегодня перед МИД Казахстана стоит задача успешно провести Саммит Шанхайской организации сотрудничества, который состоится в Астане 15 июня в день десятилетия со дня основания этой Организации, а затем заседание Совета министров иностранных дел Организации Исламская Конференция, после которого начнется наше годичное председательство в этой крупнейшей в мире после ООН организации. Также в качестве предыдущего председателя мы продолжаем работу в «Тройке» ОБСЕ.

Однако приоритетом для работы любого внешнеполитического ведомства всегда является защита и продвижение национальных интересов своей страны как на многостороннем, так и особенно на двустороннем уровне взаимодействия с соседними и другими государствами. То есть стоит задача сохранить и преумножить те достижения, которые сложились за время работы моих предшественников, и тем самым оправдать доверие назначившего меня на эту должность Главы нашего государства.

- Председательство Казахстана в Шанхайской организации сотрудничества завершается юбилейным саммитом Организации в Астане. Что удалось за эти годы ШОС как сравнительно молодой структуре, и каких решений можно ожидать от юбилейной встречи?

15 июня 2011 г. в Астане в ходе юбилейного заседания Совета глав государств-членов ШОС мы будем отмечать 10-летний юбилей нашей организации. Справедливо отмечу растущую роль ШОС как действенного фактора обеспечения стабильности и безопасности, укрепления солидарности в реагировании на общие вызовы на пространстве ШОС. За десятилетний период своей деятельности, Шанхайская организация прошла успешный путь институализации, высокого уровня политического диалога, а также становления и формирования механизмов сотрудничества, которое развивается в экономической сфере, и контактами в гуманитарной области. Участие государств-наблюдателей, а также партнеров по диалогу в многопрофильном взаимодействии в рамках ШОС свидетельствует о ее высокой привлекательности и транспарентности. Налажены партнерские отношения с ООН, СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, АСЕАН, ЭСКАТО и ОЭС, что является показателем роста авторитета ШОС в международных делах.

Казахстан как председатель в Шанхайской организации внес в деятельность Организации определенную новизну в форме разработки и утверждения Плана действий ШОС на 2010-2011 годы. Этот План был подготовлен на основе инициатив Президента РК Н.А. Назарбаева, выдвинутых на прошлогоднем Саммите ШОС в Ташкенте, который рассчитан на период председательства Казахстана и охватывает такие сферы деятельности организации, как политика и региональная безопасность, торгово-экономическое и культурно-гуманитарное сотрудничество, расширение международных контактов, оптимизация деятельности постоянно действующих органов и подготовка к юбилейному саммиту ШОС.

В ходе юбилейного Саммита ШОС планируется принятие таких документов, как Декларация десятилетия Шанхайской организации сотрудничества, в которой будут намечены ориентиры совместной работы на ближайшую перспективу в рамках ШОС, Антинаркотическая стратегия государств-членов ШОС на 2011-2016 годы и Программа действий по ее выполнению, Меморандум об обязательствах государства-заявителя на получение статуса государства-члена ШОС и Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве в области здравоохранения.

- В этом году Казахстан возглавит 38-ю сессию Совета министров иностранных дел Организации Исламская Конференция. Каковы приоритеты казахстанского председательства?

Важно отметить, что наше председательство приходится на переломный период в современной истории. Мы с вами являемся свидетелями радикальных политических и социально-экономических преобразований в различных регионах. Мир сталкивается с новыми вызовами современности, которые требуют соответствующего ответа.

Международные инициативы и вклад Казахстана в сфере укрепления евразийской безопасности и стабильности широко известны. Будет продолжена работа по их реализации. В частности, казахстанское председательство в ОИК сфокусирует свои усилия на укреплении международной и региональной безопасности, содействии развитию и решению социальных проблем, продвижении межцивилизационного диалога, обеспечении конструктивного взаимодействия между Исламским миром и Западом, противодействии исламофобии, укреплении режимов нераспространения оружия массового уничтожения, в целом будем добиваться повышения международного авторитета ОИК и укрепления ее потенциала для эффективного противодействия современным вызовам и угрозам.

- Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев по праву считается главным «локомотивом» евразийской интеграции. Таможенный союз уже заработал, в скором времени предполагается создать Единое экономическое пространство. Как Вы оцениваете динамику интеграционных процессов? И как Вы видите дальнейшие шаги в интеграционном направлении?

Интеграционные процессы в нашем регионе проходят весьма динамично. К настоящему времени сформирован Таможенный союз: введен в действие Единый таможенный тариф, вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза, функционирует Комиссия Таможенного союза - наднациональный орган, идет формирование судебного органа.

В прошлом году президентами и премьерами трех государств был принят ряд важных международных договоров, формирующих ЕЭП. В настоящее время стороны проводят работу по выполнению внутригосударственных процедур, необходимых для вступления этих документов в силу, чтобы «запустить» ЕЭП с 1 января 2012 года.

Дальнейшие направления развития интеграции государств-членов Таможенного союза – это построение Единого экономического пространства, валютная интеграция, создание Евразийского экономического союза.

Можно с уверенностью сказать, что на сегодня интеграционный проект состоялся. Уверен, что данный проект принесет большую экономическую и социальную пользу нашим народам, станет привлекательным и для других стран постсоветского пространства.

- В 2010 г. Казахстан успешно председательствовал в ОБСЕ, в результате чего удалось, по сути, вдохнуть в ОБСЕ новую жизнь. Что делается для того, чтобы закрепить эти достижения? Как Казахстан взаимодействует с Действующим председателем – Литвой, и какие обязанности продолжает выполнять в качестве члена руководящей «Тройки» ОБСЕ в этом году?

Благодарю за столь комплиментарную и при этом вполне реалистичную постановку вопроса. Действительно, наши партнеры по ОБСЕ сходятся во мнении, что казахстанскому председательству удалось придать новую динамику деятельности этой уникальной Организации, которую некоторые скептики поспешили списать «в утиль».

Ключевой задачей казахстанского председательства было расширение и укрепление консенсусного поля по фундаментальным вопросам безопасности, а также закрепление в политическом лексиконе ОБСЕ понятия общего и неделимого пространства Евро-Атлантической и Евразийской безопасности.

Безусловно, кульминацией наметившегося психологического перелома в отношении к ОБСЕ стало проведение первого после 11-летнего перерыва Саммита Организации в Астане, благодаря которому удалось вывести ОБСЕ из кризисного состояния, восстановить ценность и действенность прямого диалога между лидерами стран-участниц ОБСЕ. Как образно выразился Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, на саммите в Стамбуле в 1999 году ОБСЕ, по сути, остановилась у открывшейся двери ХХI века, но перейти этот рубеж она смогла только в Астане.

В год литовского председательства одним из важных инструментов претворения в жизнь духа и буквы Астанинской декларации является участие Казахстана в работе «Тройки» ОБСЕ. Это предполагает участие в принятии различных решений, а также ежегодных консультациях с другими международными организациями и других значимых мероприятиях Организации. Кроме того, в третьем триместре 2011 года мы будем председательствовать в Форуме по сотрудничеству в области безопасности ОБСЕ.

Вопросы обеспечения преемственности в рамках ОБСЕ находились в центре внимания в ходе переговоров с Действующим председателем ОБСЕ, Министром иностранных дел Литвы Аудронюсом Ажубалисом, прошедших два месяца назад в Астане. Мы признательны нашим литовским партнерам за инициирование так называемого «Диалога от В до В» (от Вены до Вильнюса) в целях реализации Астанинской декларации и в продолжение «процесса Корфу».

В повестку диалога на текущий год включены вопросы, относящиеся к конфликтной тематике. Так, в период до сентября 2011 года запланирована серия встреч на экспертном уровне по каждому сегменту конфликтного цикла – от раннего предупреждения до ранних действий и постконфликтной реабилитации. Поддерживая приоритеты литовского председательства, среди которых решение затяжных конфликтов, кибер-безопасность, оказание содействия партнерам по сотрудничеству, в первую очередь, Тунису и Марокко, укрепление программ по контролю над границами в Центральной Азии и Афганистане, гендерное равенство, - мы отмечаем важность перехода от дискуссий к конкретным действиям.

Вместе с тем, хотел бы особо подчеркнуть, что в реализации «наследия Астаны» критическое значение имеет продолжение диалога на высшем уровне в рамках ОБСЕ, так как это ключевое условие сохранения и повышения эффективности Организации, укрепления стабильности и безопасности входящих в нее государств на пространстве от Ванкувера до Владивостока.

- Казахстан известен как последовательный проводник политики нераспространения ядерного оружия. С Вашей точки зрения, какие меры необходимы для эффективной борьбы с ядерным нераспространением в сегодняшней ситуации?

В ходе прошедшего в апреле 2010 года Глобального саммита по ядерной безопасности в Вашингтоне Президент США Б. Обама назвал Главу нашего государства «лидером международного процесса нераспространения». Это абсолютно объективная оценка того вклада, который Казахстан и его Президент внесли и продолжают вносить в дело ядерного разоружения и нераспространения.

В Казахстане с большим удовлетворением отмечают, что в последнее время наблюдается «ренессанс ядерного нераспространения и разоружения». Однако, несмотря на имеющиеся позитивные шаги, к сожалению, так и не удалось добиться главных целей разоружения, предотвратить «расползания» ядерного оружия и появления новых ядерных государств. Все это вынуждает нас по-новому, критическим взглядом, оценить старые механизмы безопасности.

Мы считаем, что назрела насущная необходимость выработки четких механизмов воздействия на страны-обладатели ядерного оружия, действующие вне рамок ДНЯО, и предотвратить выход государств из Договора. Нужно добиться безусловного выполнения его участниками своих обязательств, воплощенных в единстве трех фундаментальных составляющих - нераспространения, мирного использования атомной энергии и разоружения.

Договор о нераспространении ядерного оружия был и остается краеугольным камнем международной безопасности, и отказ от него означал бы обрушение всей этой системы. Вместе с тем, Договор не в полной мере оправдывает возлагавшиеся на него надежды, оставаясь асимметричным и предусматривая санкции лишь к неядерным государствам.

Казахстан выступает за начало переговорного процесса и скорейшую разработку Договора о запрещении производства расщепляющегося материала для ядерного оружия и других ядерных взрывных устройств (ДЗПРМ), а также за создание зон, свободных от ядерного оружия.

В марте 2009 года вся Центральная Азия стала безъядерной зоной. Это первая свободная от ядерного оружия зона, полностью расположенная в северном полушарии, и первая такая зона, граничащая сразу с двумя ядерными державами. Учитывая нынешнюю ситуацию в Ближневосточном регионе, мы призываем к скорейшему формированию зоны, свободной от ядерного оружия на Ближнем Востоке.

Одной из последних инициатив Главы государства, объявленной на Глобальном саммите по ядерной безопасности в апреле 2010 года в Вашингтоне, является предложение о начале обсуждения в рамках ООН вопроса о принятии в перспективе Всеобщей декларации безъядерного мира.

Мы также считаем весьма важным объявление Генеральной Ассамблеей ООН 29 августа, дня официального закрытия Семипалатинского ядерного испытательного полигона Указом Президента Нурсултана Назарбаева, Международным днем действий против ядерных испытаний. Мы считаем, что отмечание на глобальном уровне этой глубоко символичной даты, положившей конец испытаниям ядерного оружия на казахстанской земле, позволит сделать наш мир безопасней и лучше для всех.

Мы рассчитываем на поддержку наших усилий по продвижению процесса ядерного разоружения и уверены, что только совместные активные действия всех участников этого процесса с каждым годом будут приближать нас к миру без ядерного оружия.

- В этом году исполняется 20 лет со дня обретения Казахстаном независимости. За эти годы страна по-новому открыла себя миру, получила авторитет и признание международного сообщества. Каковы, на Ваш взгляд, наиболее значимые достижения Казахстана за этот период?

Безусловно, Казахстан прошел важный период становления в качестве суверенного государства. В этом году мы отмечаем двадцатилетний рубеж нашей независимой истории развития. За прошедшие годы Казахстану удалось многого достичь. Сегодня эксперты говорят о «казахстанском пути» развития, следуя которому мы стали объективно одной из самых благополучных стран на пространстве СНГ, в то время как многие предрекали нам конфликты и деградацию. Ведущие иностранные эксперты по постсоветскому пространству, лидеры зарубежных государств и руководители международных организаций признают успешным наш опыт реформ.

Казахстан имеет четкое видение своего развития и понимание того, что жить только сегодняшним днем нельзя. Страна развивается в соответствии со Стратегией «Казахстан-2030», именно в этом документе впервые были четко сформулированы долгосрочные цели развития нации и определены конкретные пути их достижения.

Кроме того, реализуется целый ряд долгосрочных программ развития: Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года, Стратегия территориального развития Республики Казахстан до 2015 года и многие другие.

Мы преодолели негативные последствия двух финансовых кризисов 1998-1999 гг. и 2007-2009 гг., смогли избежать дефолта и социальных потрясений. Уверен, что в скором будущем Казахстан займет достойное место среди 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. На международной арене за период своего суверенного развития Казахстаном были достигнуты поистине колоссальные результаты. Наша страна стала уважаемым членом мирового сообщества. Многие внешнеполитические инициативы Казахстана получили широкую поддержку.

Казахстан является инициатором и участником таких важных интеграционных структур по поддержанию региональной безопасности, как СВМДА, ШОС, и ОДКБ. Всеобщее признание получили казахстанские предложения в области политики разоружения. Своеобразным венцом внешнеполитических достижений Казахстана, свидетельствующим о его выходе на качественно новый уровень международного признания, считаю успешное председательство в ОБСЕ в прошлом году и вступление в руководство СМИД ОИК через несколько недель.

Хочу отметить, что такие существенные результаты стали возможны благодаря прагматичному внешнеполитическому курсу, проводимому Главой Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. И в дальнейшем внешняя политика Казахстана будет соответствовать всем ранее взятым обязательствам. Казахстан и дальше будет развиваться как страна, открытая для диалога и взаимовыгодного сотрудничества с мировым сообществом. Это позволит нашему государству занять достойное место в мире и эффективно продвигать национальные интересы.

- Благодарим за интересные и содержательные ответы на наши вопросы.

- Благодарю за Ваш интерес и внимание.

СПРАВКА НГ.

КАЗЫХАНОВ ЕРЖАН ХОЗЕЕВИЧ

Родился 21 августа 1964 года в городе Алма-Ате.

Окончил восточный факультет Ленинградского государственного университета (1987), историк-востоковед. Владеет английским и арабским языками. Имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла.

  • С 1987 по 1989 год – служба в рядах вооруженных сил.
  • В 1989 - 1992 гг. – Второй секретарь, Первый секретарь Протокольно-политического отдела МИД Казахской ССР.
  • В 1992 - 1995 гг. – Заведующий отделом, заместитель Начальника Управления Государственного протокола МИД РК.
  • В 1995 - 2000 гг. – Первый секретарь, Советник Постоянного Представительства РК при ООН, г.Нью-Йорк.
  • В 2000 - 2003 гг. – Директор Департамента многостороннего сотрудничества МИД РК.
  • С 2003 по 2007 год – Постоянный Представитель РК при ООН, г.Нью-Йорк; Чрезвычайный и Полномочный Посол РК в Республике Куба по совместительству.
  • С 2007 по 2008 год – Заместитель Министра иностранных дел Республики Казахстан.
  • С февраля по декабрь 2008 года – Помощник Президента Республики Казахстан.
  • С 2009 по 2011 год – Чрезвычайный и Полномочный Посол РК в Республике Австрия; Постоянный Представитель РК при международных организациях в Вене.
  • C февраля по апрель 2011 года – Заместитель Министра иностранных дел Республики Казахстан.
  • С 11 апреля 2011 года – Министр иностранных дел Республики Казахстан.

Награжден медалью «Ерен еңбегЁ үшЁн» (2005), юбилейными медалями «Қазақстан Республикасының тәуелсiздiгiне 10 жыл» (2001), «Қазақстан Конституциясына 10 жыл» (2005), «Қазақстан Республикасының ПарламентЁне 10 жыл» (2006), «Астананың 10 жылдыгы» (2008).

Кандидат исторических наук. Автор многочисленных статей и публикаций в казахстанских и зарубежных периодических изданиях по актуальным проблемам международных отношений, многосторонней дипломатии и деятельности ООН.

Женат, воспитывает дочь и сына.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Андрей Гусейнов

0
418
Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Тезис о только трех "безусловно живых" партиях опросы пока не подтверждают

0
703
От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

Иван Родин

Миграционный вопрос создает риски для внутренней и внешней политики страны

0
1015
Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Анастасия Башкатова

Граждане встревожены перспективами на рынке труда

0
749

Другие новости