Фото Reuters
В Донбассе еще раздаются одиночные перестрелки, страхи и внимание россиян все больше возбуждают события на Ближнем Востоке, а в социальных сетях и на интернет-форумах не стихает гул голосов, недовольных хрупким перемирием на юго-востоке Украины. Их недовольство не сегодня-завтра капитализируют предприимчивые политики, желающие в будущем году занять или сохранить думские кресла. Реваншисты по обе стороны российско-украинской границы требуют не складывать оружие, а воевать до победы. И тем и другим стоит прочитать демографический прогноз, прозвучавший в недавнем докладе ООН. Из него следует, что восточноевропеец вымирает как биологический вид.
Демографическая ситуация в славянском сегменте постсоветского пространства не просто тревожная, она почти похоронная. Тень демографической катастрофы упала не только на Россию, она накрыла собой весь русский мир (не забыли еще популярную прошлогоднюю идиому?), по которому украинская война нанесла самый сокрушительный удар со времен распада Советского Союза.
В докладе ООН говорится, что если сегодняшние тенденции сохранятся (в чем сомневаться нет оснований), то к середине столетия Украина потеряет четвертую часть населения. С лица земли исчезнут 11–12 млн украинцев, это больше, чем потери от голодомора 1932–1933 годов и больше, чем потери Украины в Великой Отечественной войне.
Россия потеряет 22 млн человек, к 2050-му население страны снизится до 120 млн. За тот же период население бывших советских республик Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана суммарно возрастет на те же 22 млн. Ежемесячно население РФ сокращается на 50 тыс. человек, несмотря на полноводную реку легальных и нелегальных мигрантов с юга. Кстати, по данным Федеральной миграционной службы, число приезжающих в Россию мигрантов за последние четыре года выросло на 40%, основными поставщиками остаются Узбекистан, Таджикистан и Киргизия. А в докладе специалистов Высшей школы экономики утверждается, что в ближайшие 15 лет российский рынок труда будет стабильно привлекать трудовые ресурсы Центральной Азии. Меньше мигрантов не станет.
В докладе ООН говорится, что к середине нынешнего столетия Россия, Украина и Беларусь в целом потеряют 35 млн человек. Без войны. Могут ли русские, украинцы и белорусы оставаться равнодушными к этим цифрам? Еще нелепее на фоне такой статистики выглядят ястребы, призывающие «идти до конца» участников, казалось бы, затихающего братоубийства, которое было бы немыслимым, будь Украина действительно европейским государством, не будь украинские олигархи жадными фраерами, готовыми нажиться на войне, и не будь некоторых российских доброхотов, плеснувших бензин в разгоравшийся костер, а потом вернувшихся домой.
Давайте вспомним, какие народы Советского Союза вступали в военные конфликты в течение двух десятилетий после коллапса страны. Нагорный Карабах: армяне против азербайджанцев, сюда же запишем армянскую резню в Сумгаите и Баку. Приднестровский конфликт: интернациональная армия Молдовы против интернациональной гвардии Приднестровской республики. Две вспышки грузино-осетинского конфликта, остановленные Россией, – грузины против осетин, русские против грузин. Осетино-ингушский конфликт 1992 года. Абхазия: грузины против абхазов. Таджикистан: гражданская война с участием Афганистана. Москва, 1993 год: расстрел парламента, русские против русских. Сепаратистский бунт в Чечне с уничтожением и изгнанием русского населения, подавленный российской армией, – русские против чеченцев. Резня узбеков в Киргизии в 2010 году. Наконец, Украина.
Если подсчитать, в скольких из этих конфликтов православные христиане воевали с другими православными, то мы получим мрачную статистику: таких конфликтов 5 из 10. Половина.
А ведь православных народов в мире не много, и еще четверть века назад некоторые из них жили в одной стране. Принято считать, что ту страну разрушили российские либералы в союзе с республиканскими националистами. Что ж, я помню, как уже на заре перестройки возник парадоксальный альянс российских национал-нигилистов и республиканских национал-возрожденцев, быстро взявший контроль над позднесоветским агитпропом и объявивший информационно-идеологическую войну Союзному государству. Потоки взаимных выражений солидарности и наказов героически бороться с русским империализмом не стихали до тех пор, пока Советский Союз не был отправлен в небытие. Последствия краха единой страны нам суждено испытывать еще долгое время, нелепая украинская война – историческое следствие революционного задора разрушителей Советского Союза 25-летней давности.
Голоса либералов в наши дни почти не слышны ни в России, ни в Украине. Не они определяют политику. Два года назад в информационном и политическом пространстве обеих стран повис ястребиный крик, предваривший орудийные залпы. Сегодня ястребы по обе стороны границы желают, чтобы воюющие стороны продолжали сражаться до полного разгрома врага. Не менее громко звучат голоса тех, кто, повинуясь дурной исторической привычке искать виноватых, взваливает основную ответственность за украинскую трагедию на враждебные внешние силы. Для одних таким «мировым жандармом» стала Москва, для других – Вашингтон и Брюссель. А сами мы – мирные граждане любимой державы, вот только с соседями по планете нам не повезло.
Полулежа на мягких диванах, склонившись над компьютерами, реваншисты требуют не останавливаться на достигнутом, не предавать памяти павших, довести proxy-войну с геополитическим противником до победного конца, то есть биться «до последнего укропского солдата» или «до последнего куска ваты» – в зависимости от того, на чьей вы стороне. Даешь Мариуполь, Харьков и Одессу! Даешь Симферополь и Ялту!..
Нужно с горечью признать: дело могильщиков Советского Союза живет, с той разницей, что для его исторического наследника, названного русским миром, главную угрозу сегодня представляют не эфемерные национал-предатели, а идейные ультрапатриоты по обе стороны границы стран, населенных одним народом.
Они словно забыли, что исторической и духовной скрепой и Украины, и России (и Беларуси, которой пока удавалось держаться над схваткой) являются Киевская Русь и Советский Союз. Идеологи и сторонники «партии войны до победного конца» не отдают себе отчета в том, что у пепелища русского мира – как бы они к нему ни относились – не согреется никто, и что его похороны могут стать их собственными похоронами под громкие аплодисменты джихадистов.