Фото www.ady.az
В марте этого года произойдет соединение железных дорог Ирана, Азербайджана и России. Это станет возможным после ввода в эксплуатацию железнодорожной линии Астара (Иран) – Астара (Азербайджан), которая является одним из звеньев транспортного проекта Север-Юг.
Информация эта официально была озвучена в ходе визита в Баку делегации Исламской Республики Иран во главе с заместителем министра дорог и градостроительства ИРИ, президентом Иранских железных дорог Саидом Магомедзаде.
Делегация провела ряд встреч в Баку, а также переговоры с руководством Азербайджанских железных дорог (АЖД). Именно в ходе переговоров с председателем правления ЗАОАЖЗ Джавидом Гурбановым его иранский коллега заявил, что в марте состоится ввод в эксплуатацию железнодорожной линии Астара (Иран) – Астара (Азербайджан). При этом он добавил, что в иранской Астаре ведутся последние приготовления к этому событию.
В свою очередь Джавид Гурбанов сообщил, что Азербайджан завершил строительство на своей территории однолинейной железной дороги от станции Астара до государственной границы, протяженностью 8,3 км, железнодорожный мост, соединяющий две страны и протестировал этот участок. Между тем, как сообщили «НГ» в АЖД, на встрече обсуждались также вопросы расширения грузового терминала в иранской Астаре, где будет производиться погрузка и разгрузка промышленных товаров и металлов, а также зерновых культур на территории в 10 гектаров.
Особое внимание сторон к этому вопросу не случайно. Дело в том, что Азербайджан выразил готовность инвестировать в строительство терминала. По некоторым данным, объемы этих средств составят почти 500 млн. долларов.
Кстати, финансовую помощь Тегерану обещает и Москва. И это свидетельствует о том, что как Россия, так и Азербайджан очень заинтересованы в ускорении процесса реализации железнодорожного проекта Север-Юг.
Следует заметить, что ввода в эксплуатацию нового транспортного маршрута ждут многие страны Европы и Азии. Данный проект обеспечит бесперебойность перевалки миллионов тонн грузов, идущих из Индии, Пакистана и Ирана через территорию Азербайджана в Россию, Северную Европу и обратно.
Напомним, что 12 сентября 2000 года в Санкт-Петербурге Россия, Иран и Индия заключили соглашение о международном транспортном коридоре Север-Юг. Оно вступило в силу 21 мая 2002 года. Азербайджан присоединился к соглашению в сентябре 2005 года.
Как уже писала «НГ», реализация проекта строительства железнодорожной лини в рамках проекта Север-Юг сулит большую экономическую выгоду в сравнении с другими альтернативными международными транспортными маршрутами. В отличие от существующего ныне морского пути через Суэцкий канал, коридор Север-Юг вдвое короче – грузы будут находиться в пути не 1, 5 месяца, а около двух недель.
По предварительным оценкам, пропускная способность железной дороги на первом этапе составит 1,4 миллиона пассажиров и от пяти до семи миллионов тонн грузов в год, а в дальнейшем – 15-20 миллионов тонн.
Следует также отметить, что Иран, Азербайджан и Россия еще до завершения объединения ирано-азербайджанских железных дорог апробировали этот маршрут. Как уже писала «НГ», прошлым летом из индийского города Мумбаи поезд паромом был отправлен в иранский Бендер-Аббас, оттуда по железной дороге он доехал до иранского города Решт. Из-за отсутствия участка железной дороги до северной границы Ирана груз автотранспортом был доставлен в азербайджанский приграничный город Астару, где его вновь по железной дороге отправили в Москву. Таким образом, впервые был опробован маршрут, фактически составляющий основу проекта Север Юг.