Гульнара Каримова политическую карьеру начинала успешно. Фото с сайта www.occrp.org
Гульнара Каримова, старшая дочь покойного президента Ислама Каримова, по решению районного суда Ташкента на стадии досудебного производства по новому уголовному делу останется в следственном изоляторе Службы национальной безопасности Узбекистана (СИЗО СНБУ). Об этом в среду сообщили в правоохранительных органах республики. Ее сын Ислам Каримов-младший обвинил Генеральную прокуратуру Узбекистана в фабрикации уголовного дела против своей матери.
«Дело Гульнары Каримовой» получило резонанс на прошлой неделе, когда прошел слух, что VIP-заключенную из-под домашнего ареста перевели в СИЗО СНБУ. Напомним, что неприятности с законом у старшей дочери покойного президента Ислама Каримова начались в 2013 году, когда ее обвинили в вымогательстве и уклонении от выплаты налогов. В августе 2015 года ташкентский городской суд приговорил ее к пяти годам ограничения свободы – в качестве меры пресечения был выбран «домашний арест». Замешанные в том же деле Гаянэ Авакян – помощница Каримовой – и Рустам Мадумаров – гражданский муж Каримовой – получили соответственно 9 и 10 лет тюремного заключения. Однако на этом история не завершилась.
В конце минувшей недели Управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией Генпрокуратуры Узбекистана официально сообщило, что Гульнара Каримова арестована. Ей предъявлены новые обвинения в мошенничестве, нарушении таможенного законодательства, сокрытии иностранной валюты и др. Следствие утверждает, что она имела связи с организованными преступными группировками, с 14 непрозрачными фирмами и с 16 офшорами в разных странах. Выявлена внушительная недвижимость Каримовой в Москве, Франции, Швейцарии, Великобритании. В обвинении фигурируют имущество и банковские счета Каримовой еще в 12 странах мира.
Ислам Каримов-младший – сын Гульнары – утверждает, что «ее оклеветали». Об этом он заявил в интервью русской службе Би-би-си. Каримов-младший сказал, что «во-первых, все заявления против его матери утрированы, во-вторых, многие заявления фальсифицированы». Все обвинения, в том числе приписываемые ей активы – в деле фигурирует сумма 2 млрд долл., – не соответствуют, по его словам, действительности.
Каримов-младший живет в Лондоне. Он утверждает, что всегда был в курсе финансового положения матери. По его словам, 2 млрд долл. – «это заоблачная сумма», существование которой не доказано. По его словам, она складывается из денег, принадлежащих «всем коррумпированным министрам, нашим родственникам». Но «все приплюсовали ей»… «Ее (Гульнару. – «НГ») осудят, а все останутся чистыми и продолжат работать», – заявил Ислам Каримов-младший Би-би-си. Он предлагает передать «дело Гульнары Каримовой» в любой международный суд, а ее саму и помощников – Рустама Мадумарова и Гаянэ Авакян – пригласить на процесс любого международного суда, «где у них будет возможность хотя бы в течение пяти минут изложить свою позицию». Каримов-младший обещал в ближайшее время опубликовать документ, в котором будут названы имена всех чиновников, причастных к «делу Гульнары».
Причина всех бед Гульнары Каримовой, по словам ее сына, в публичности. «Дедушка (президент Ислам Каримов. – «НГ») всегда говорил: «Ты никогда не должна меня затмить». У него был комплекс, что она может украсть у него любовь народа. Хотя она и не пыталась, всегда о нем хорошо и высоко отзывалась», – рассказал в интервью Каримов-младший.
Карьера Гульнары Каримовой до поры до времени складывалась успешно. Она получила хорошее образование. В интервью «НГ» она назвала себя «вечной студенткой» (см. номер от 04.06.04, статья «Загадки Гульнары Каримовой»). Она, кстати, скептически относилась к тому, что ее порой называли реальной преемницей президента Каримова. Впрочем, и сам Ислам Каримов по завершении интервью «НГ» в 2005 году уже в неофициальной беседе с корреспондентом «НГ» достаточно скромно оценил политические таланты старшей дочери и достаточно неохотно признал лишь ее творческие способности. Словно в подтверждение этого Гульнара Каримова вскоре полностью переключилась на занятие дизайном и музыкой. Свою первую песню она посвятила отцу, который «дает богатство и не требует взамен благодарности», и назвала его своей главной опорой.
Эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев сказал «НГ», что сообщение Генпрокуратуры Узбекистана вызывает куда больше доверия, чем голословные неаргументированные заявления сына Гульнары Каримовой о том, что якобы все там фальсифицировано и утрировано. Тем более что он и раньше выступал с заявлениями, которые остались неподтвержденными. «Публичное скандальное поведение Гульнары было абсолютно неадекватно и негативно отражалось на имидже Узбекистана, прежде всего на Западе. Поэтому, когда ее делами заинтересовались органы, именно по распоряжению Ислама Каримова она была помещена под домашний арест. Это решало некоторые проблемы. Все это время Каримова находилась на территории государственной резиденции «Туркистон» (бывшая «Шелковичная», когда-то это была резиденция Шарафа Рашидова). Но для политической элиты Узбекистана отдельной проблемой уже тогда стала вероятность манипулирования сыном Гульнары Исламом со стороны западных спецслужб. Это мы сейчас, собственно, и наблюдаем. Мотивации, в рамках которой сейчас делаются попытки представить Гульнару как «жертву режима», различны, в них присутствуют и корыстные элементы», – сказал «НГ» Князев.
Сообщения Генпрокуратуры подразумевают и вероятность того, что официальный Ташкент, опираясь на судебные решения, попытается получить под контроль активы Каримовой за пределами Узбекистана, считает Князев. По его словам, естественно, что сын, другие представители окружения «опальной принцессы» сами были бы не прочь вступить во владение этими активами на правах наследников. Решение вопросов по этой собственности, очевидно, находится в рамках компетенции правоохранительных и судебных органов тех стран, в которых она обнаружена.