Вано Мерабишвили отказался от присутствия в суде. Фото Reuters |
Президент Европейской народной партии Жозеф Доль назвал отбывающего тюремное наказание бывшего премьер-министра Грузии, экс-министра внутренних дел Вано Мерабишвили политическим заключенным. Ссылаясь на последнее решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), он потребовал от властей Грузии немедленного освобождения Мерабишвили. Жозеф Доль написал в своем микроблоге в Twitter, что грузинские власти используют судебную систему для притеснения политических оппонентов.
Большая палата ЕСПЧ признала нарушение грузинским государством в отношении Вано Мерабишвили ряда статей конвенции по правам человека и обязала выплатить ему 4 тыс. евро. Комментируя ситуацию, глава МИД Грузии Михаил Джанелидзе сказал вчера журналистам, что заявления Жозефа Доля чисто политические, а экс-премьер сидит по делу, о чем свидетельствует оценка Министерством юстиции страны решения ЕСПЧ. Из позиции же Минюста следует, что, возможно, какие-то права Мерабишвили и были нарушены в ходе ареста или судебного процесса, но в заявлении ЕСПЧ нет ни одного слова о том, что какой-либо из четырех приговоров, вынесенных судом бывшему премьеру по различным уголовным делам, является несправедливым. «Поэтому Вано Мерабишвили не может считаться политическим заключенным», – резюмировала министр юстиции Тея Цулукиани.
За ситуацией вокруг заключенного №1 следит и посольство США в Грузии. Глава дипмиссии Ян Келли расплывчато заявил журналистам, что его страна не представлена в ЕСПЧ, но «мы заинтересованы в стабильности в Грузии и верховенстве закона».
«НГ» уже писала о том, что Вано Мерабишвили отбыл две трети срока и может рассчитывать на условно-дословное освобождение (УДО), и именно этого требует от властей «Единое национальное движение» (ЕНД) – бывшая партия власти (см. «НГ» от 02.11.17). В свою очередь, власть уверяет, что будет действовать строго в соответствии с законодательством и процедурными нормами: будут основания для освобождения – значит, Мерабишвили выйдет досрочно, если же нет, то отсидит оставшиеся годы.
Всесильный министр оказался за решеткой в мае 2013 года, то есть вскоре после победы «Грузинской мечты» (ГМ) на парламентских выборах осенью 2012 года и последовавшей смены власти. Предъявленные обвинения были тяжелыми – подкуп избирателей, растрата и присвоение бюджетных средств, фальсификация улик в деле по убийству офицерами МВД банковского работника Сандро Гиргвлиани, организация жестокого избиения полицейскими депутата Валерия Гелашвили – несколько часов он был между жизнью и смертью.
Несмотря на то что суд счел предъявленные доказательства вины Мерабишвили убедительными и приговорил к шести с половиной годам заключения, ярлык о политизированности процесса крепко прилип к делу экс-премьера. В Грузии вспомнили, как лидер ГМ Бидзина Иванишвили незадолго до выборов в парламент в прямом телеэфире призывал Мерабишвили отмежеваться от ЕНД и примкнуть к ГМ, называя его при этом человеком, мыслящим государственными категориями. Но он не стал перебежчиком, а на свободе оказался слишком опасен для новой власти, поговаривали в местном обществе.
Шансы бывшего министра и премьера досрочно оказаться на свободе эксперты оценивают как невысокие – Мерабишвили способен мобилизовать оппозицию, а власть не захочет получить сильную головную боль. Не зря же остаются незакрытыми еще два дела против него. Речь о подавлении акций оппозиции и разгром телекомпании «Имеди» 7 ноября 2007 года, а также скандальная история конфискации у собственника винодельческого завода. В случае чего рассмотрение этих дел можно будет в судебных инстанциях оперативно активизировать.