Михаил Саакашвили выглядит бодро, несмотря на нарастающие сложности. Фото Reuters
Апелляционный суд Киева завтра продолжит рассмотрение жалобы Генеральной прокуратуры Украины (ГПУ) с требованием избрать меру пресечения в виде домашнего ареста лидеру «Движения новых сил» Михаилу Саакашвили. Тбилисский же городской суд на днях заочно приговорил его к трехлетнему заключению за незаконное помилование в бытность президентом Грузии офицеров МВД. Главная прокуратура Грузии объявила, что сделает все, чтобы добиться экстрадиции Саакашвили на родину – ходатайство уже направлено в Украину.
«Главная прокуратура Грузии сделает все, чтобы любое лицо, совершившее преступление на территории страны, предстало перед грузинским правосудием», – заявил заместитель главного прокурора Гиоргий Гогадзе. По его словам, экстрадиция Саакашвили на родину зависит от решения украинских властей. «Мы ведем конкретные переговоры с соответствующими компетентными органами Украины, и ходатайство об экстрадиции Саакашвили уже отправлено», – сообщил он.
Тбилисский городской суд 5 января заочно приговорил Саакашвили к трем годам заключения за злоупотребление должностными полномочиями. Это одно из уголовных дел, возбужденных против экс-президента Грузии. Речь о резонансном убийстве банковского служащего Сандро Гиргвлиани группой высокопоставленных офицеров МВД. «НГ» неоднократно писала об этой трагедии буквально со дня ее происшествия. 28 января 2006 года в одном из тбилисских кафе у Гиргвлиани случился конфликт с сотрудниками органов, после чего несколько офицеров министерства вывезли молодого человека за город и жестоко с ним расправились. В феврале оппозиционный телеканал «Имеди», принадлежавший миллиардеру Бадри Патаркацишвили, выпустил сюжет об убийстве Гиргвлиани, предложив общественности куда более близкую к истине версию преступления, чем те, которые выдвигались официально. Передача всколыхнула общество. Волнения и стихийные митинги переросли тогда в политический кризис. Однако президент Саакашвили наотрез отказался увольнять с поста министра внутренних дел Вано Мерабишвили, жена которого оказалась причастной к происшествию, а сам Мерабишвили – своих подчиненных, совершивших преступление. И только под давлением оппозиции и вышедших на улицы десятков тысяч рядовых тбилисцев замешанные в убийстве офицеры МВД были отправлены за решетку.
Однако, по многочисленным свидетельствам, наказание они отбывали в комфортных условиях, их периодически видели на свободе, и они якобы даже принимали участие в подавлении одной из акций оппозиции. А потом Саакашвили и вовсе их амнистировал. «Он использовал должностные полномочия, предоставленные Конституцией, в личных целях, за что суд приговорил его к трем годам заключения, правда, заочно, и никакой политической подоплеки в этом решении нет», – заявил Гиоргий Гогадзе.
Бывший президент Грузии, комментируя приговор, стал апеллировать к словам своего преемника Гиоргия Маргвелашвили, выразившего сомнение в том, что приговор Михаилу Саакашвили может объясняться только желанием восстановить справедливость и не преследовать другие цели – например, подорвать конституционный баланс и равновесие ветвей власти в стране.
Саакашвили на своей странице в Facebook тут же истолковал это заявление по-своему, написав, что «даже мой оппонент, действующий президент Маргвелашвили считает, что решение суда является моим политическим преследованием… так не думают (только. – «НГ») украинская власть, Кремль и олигарх Иванишвили (неформальный лидер Грузии. – «НГ»)».
Но, похоже, «размышления» Маргвелашвили экс-президенту не очень помогли, зато настроили прокуратуру против него самого. «Обладание конституционными правами не означает, что ими можно злоупотреблять. Возможно, президент Маргвелашвили опасается того, что когда-нибудь у правосудия и к нему могут возникнуть вопросы» – так прокомментировал слова бывшего и нынешнего президентов прокурор Ираклий Надареишвили.
Однако заметная часть грузинского общества подозревает власти в формальности оглашенных намерений и действий, полагая, что на самом деле никакой заинтересованности в экстрадиции Саакашвили у них нет – им намного спокойнее, если экс-президент с полученным заочно приговором будет оставаться за рубежом и продолжит бороться за место под солнцем на политической арене Украины, а не Грузии.
комментарии(0)