Гривна «поплыла» уже под новогодние праздники. Фото с сайта www.radiosvoboda.org
«Оппозиционный блок» требует, чтобы правительство Владимира Гройсмана представило в Верховной раде план действий на ближайшие полгода. Оппозиция убеждена, что экономика страны летит в пропасть. Власть уверяет, что ситуация под контролем. Но на экономические показатели влияет начавшийся в 2018 году четырехлетний период пиковых выплат по внешним долгам.
Украинская гривна дешевеет с декабря. Послереволюционные валютные обвалы и резкие колебания курса полностью прекратились еще в 2016 году. Весь прошлый год сохранялось соотношение около 25 грн к 1 долл. США. В декабре курс стал постепенно меняться, сейчас украинская валюта подешевела до показателя более 28 грн к 1 долл. Почти ежедневно гривна теряет в цене пару копеек.
В конце года и.о. главы Национального банка Яков Смолий в ходе встречи с членами Европейской бизнес-ассоциации пояснил снижение курса гривны обычными сезонными факторами – растущими выплатами и расходами накануне Нового года. Смолий заверил, что в случае значительных колебаний Нацбанк выйдет на рынок, чтобы стабилизировать курс.
Бывший депутат Верховной рады Михаил Поживанов отметил, что это нужно было делать в конце года, однако Нацбанк не отреагировал на ситуацию. В колонке для издания «Левый берег» политик отметил, что подорожание доллара спровоцировали не предновогодние настроения граждан: «Нафтогаз» усиленно скупал валюту, чтобы закупить газ до 20 декабря. Нацбанк должен был погасить ажиотаж, выйдя на рынок с интервенцией, но этого не случилось. Почему госрегулятор придерживает валюту – вопрос отдельный. Очевидно, из-за необходимости выплачивать проценты по внешним долгам, а также жестко экономить валютные резервы».
С 2018 по 2022 год Украина обязана выплатить по внешним обязательствам более 28 млрд долл. Пиковая нагрузка, по словам экспертов, приходится на этот и следующий годы. При этом в 2019 году в стране запланированы президентские и парламентские выборы, что влияет, с одной стороны, на социальную и экономическую политику власти; с другой стороны – на поведение кредиторов. МВФ традиционно воздерживается от финансовых вливаний в предвыборный период.
В 2018 году получение траншей кредита МВФ необходимо для погашения долгов. Исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко заявил в декабре в ходе круглого стола в Институте Горшенина: «В 2018 году открытая потребность в финансировании у Украины, по моим оценкам, составляет около 7 млрд долл… Их надо взять у МВФ, у Евросоюза. И при всем при этом еще надо выходить на внешний рынок и там еще одолжить… Мне не нравится, что мы должны одалживать, ведь у нас долг составляет более 80% ВВП, а стоимость его обслуживания для бедной, инвестиционно непривлекательной страны соответственно очень высока. Вот почему мы почти 5% нашего ВВП тратим только на обслуживание наших кредитов. Мне не нравится то, что мы залезаем в долги. Я бы предпочел видеть, что мы реформируем экономику…»
В конце прошлого года сотрудничество с МВФ застопорилось: в декабре миссия фонда не приехала в Киев, дата визита в начале нового года пока не определена. Главный экономический советник премьер-министра Украины Иван Миклош на том же круглом столе сказал, что причиной стало «отсутствие прогресса в некоторых самых значительных сферах». Он пояснил: «Для следующего транша было четыре условия: пенсионная реформа, приватизация, антикоррупционный суд и земельная реформа. Потом вопрос земельной реформы был снят, но из оставшихся трех только пенсионная реформа была проведена».
Президент Петр Порошенко подал в Верховную раду законопроект о создании антикоррупционного суда. На текущей неделе депутаты планируют рассмотреть его. Однако СМИ обнародовали информацию о том, что представители МВФ и Всемирного банка раскритиковали документ. Возможно, придется переписывать проект, что потребует времени и политических договоренностей. Решение о приватизации тоже должна принять Верховная рада, но вопрос о продаже тысяч государственных предприятий остается дискуссионным.
При отсутствии внешних вливаний украинская гривна постепенно дешевеет, а цены растут. За последний год продукты и товары в Украине подорожали на 10–30%. В последние месяцы наиболее активно обсуждается проблема роста цен на топливо на 7–10%. Подорожание топлива, в свою очередь, снова повлияет на цены в целом, нивелируя прошлогоднее повышение минимальных зарплат и прибавки к пенсиям.
Михаил Поживанов в своем блоге отметил, что глава правительства Владимир Гройсман в ходе посещения предприятия «Азовсталь» в Мариуполе пообещал «обеспечить стабилизацию цен». Но как собирается это сделать, не пояснил.
На этой теме активно играет оппозиция. Представитель «Оппозиционного блока» Александр Вилкул, выступая в Верховной раде, заявил: «Мы все видим, что происходит с курсом гривны и ценами… Люди находятся в глубочайшей за все годы независимости депрессии. Большинство украинцев встретили Новый год в отчаянии, в ужасе от коммунальных тарифов и цен, в страхе перед завтрашним днем… Украинская правящая элита живет в параллельной реальности». От имени своей партии Вилкул потребовал, чтобы правительство пришло в Верховную раду с планом действий: «Грядет год рекордных выплат по внешним займам, наша экономика практически исчерпала все внутренние ресурсы, промышленность выживает из последних сил, сорвана работа по привлечению иностранных инвестиций, и этот перечень еще можно продолжать очень долго».
Однако правительство считает, что худшие времена минули. Показатели, заложенные в госбюджет на текущий год, в целом совпадают с прогнозами Всемирного банка – ожидается рост ВВП на уровне минимум 3%, а в следующие годы и по 3,5–4%. «Это совершенно недостаточно для страны на фоне обвала на 15% в 2014–2015 годах», – сказал «Апострофу» Олег Устенко.
Экономист Центра Разумкова Василий Юрчишин в колонке для издания «Новое время» отметил, что в 2018 году в Украине фактически начнутся предвыборные кампании. В этот период радикальные реформы не проводятся. А без них не стоит говорить и об экономическом прорыве.
Киев
комментарии(0)