Александр Лукашенко один свой декрет заменил другим, но суть, по мнению экспертов, осталась абсурдной. Фото Reuters |
Президент Белоруссии Александр Лукашенко своим декретом отменил налог на безработных, но не отказался от идеи борьбы с тунеядством. Эксперты крайне негативно оценивают новый документ и прогнозируют рост социального напряжения, если его нормы начнут действовать.
Де-юре декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», вызвавший массовые акции протеста весной прошлого года, Александр Лукашенко не отменил. Подписанный на прошлой неделе декрет № 1 называется «Об изменении декрета президента № 3» и содержит новую редакцию документа с новым названием: «О содействии занятости населения». Поэтому фактически нашумевший декрет № 3, который требовал, чтобы безработные уплачивали сбор «на финансирование государственных расходов», все же отменен. Завуалировать этот факт, используя слова «внести изменения» вместо «отменить», чиновники вынуждены были для того, чтобы президент Белоруссии мог «сохранить лицо». Как писала «НГ» ранее, Александр Лукашенко не умеет признавать свою неправоту и, говоря о проблемном декрете № 3, многократно повторял, что отменять его не будет.
Тем не менее идея заставить всех работать, а тех, кто не желает, наказать рублем, в новом декрете № 1 все же сохранилась и, как отмечают эксперты, «приобрела еще более причудливые формы». Теперь в Белоруссии будут составляться списки «незанятых граждан трудоспособного возраста» «без их письменного согласия». Судьбой тех, кто в эти списки попадет, декрет уполномочивает заниматься специальные комиссии, которые будут создаваться при местных администрациях. Если комиссия, всесторонне рассмотрев жизнь неработающего гражданина, придет к выводу, что не работает он и не платит налоги потому, что «попал в трудную жизненную ситуацию», то никаких санкций за это не последует. Более того, документ предписывает местным властям помочь ему найти работу. Однако если комиссия сочтет, что «жизненная ситуация» трудоустройству не помеха, то гражданин попадет в черный список и, уже начиная с 1 января 2019 года, должен будет оплачивать те социальные услуги, которые работающие белорусы получают бесплатно, а те, которые население оплачивает частично – по полной стоимости. Какие именно это будут услуги и каким будет механизм оплаты, в документе не указывается. Все это определит правительство до 1 апреля отдельными нормативными документами.
Государственные пропагандисты начали восхвалять новый документ о тунеядцах, как их называют в народе, как и предыдущий. Вплоть до того, что белорусское ноу-хау может быть востребовано за рубежом. «Думаю, что практика применения декрета – это будет такая прогрессивная форма, которую потом возьмут на вооружение. Потому что такие разговоры идут во многих странах», – заявил директор представительства Межгосударственной телерадиокомпании «Мир» в Беларуси Владимир Перцов в эфире местного телевидения. «Задача в чем? Не в том, чтобы всех заставить, грубо говоря, выполнять какую-то работу, которая им даже не нравится. Она заключается в том, чтобы граждане проявили инициативу и постарались… проявить социальную активность и имели занятость у нас в стране», – разъясняет государственный политический аналитик Вадим Боровик.
Совершенно другую реакцию вызвал документ в среде негосударственных экспертов. Как минимум скепсис вызвало неумение власти признавать ошибки и назвать отмену нелепых документов «внесением изменений». Однако само содержание документа вызвало разочарование. Во-первых, потому что в нем никаких норм прямого действия. Например, сколько времени человек должен быть безработным, чтобы оказаться «тунеядцем» и попасть в черный список. Во-вторых, за что именно и сколько придется платить «неработающим гражданам трудоспособного возраста». В-третьих, и это главное, как платить. Например, если семья состоит из неработающего мужа алкоголика-тунеядца и работающей на трех работах, чтобы прокормить двоих детей, жены, то как будет начисляться квартплата и получат ли дети бесплатное образование? Не надо ли будет носить с собой справку с работы о том, что она у тебя есть, чтобы купить билет на общественный транспорт не по полной стоимости, а с учетом дотаций и т.д. «Я пытался написать серьезный текст… о том, что нельзя смешивать борьбу с уклонением от уплаты налогов с попыткой заставить кого-то, кто нам кажется «тунеядцем», платить больше за какие-то услуги, финансируемые государством. Что все это ужасно дорого, ужасно бессмысленно и неэффективно… но серьезный текст можно написать о серьезном документе. Поэтому не получилось, простите», – с горечью констатирует в своем комментарии экономист Александр Чубрик.
Эксперты обращают внимание на то, что власти Белоруссии пытаются изобрести велосипед, консервируя искусственную и нежизнеспособную модель государственного управления. Например, во всем мире действует система страховой медицины, которая простым, уже отработанным и понятным образом решает проблему справедливого получения медицинской помощи, однако она не вписывается в белорусскую систему, потому что тогда государственные и частные медучреждения должны оказаться в одинаковых условиях, а все государственное в Белоруссии гораздо «ровнее» частного. Эксперты МВФ уже давно призывают власти отказаться от дотирования услуг ЖКХ и транспорта и выставлять всем гражданам 100-процентную оплату, а для поддержки малоимущих выстроить систему социальной адресной помощи, но это предложение не принимается. Ведь отказавшись от дотирования, чиновники и госсектор лишат себя возможности распоряжаться деньгами, а президент не сможет козырять заботой о населении.
Сейчас, как и при подписании первой версии декрета, эксперты надеются, что до его реализации дело не дойдет. В противном случае «мины, заложенные в новом декрете, начнут взрываться со вступлением его в силу в 2019 году», полагает политолог Валерий Карбалевич. Местные аналитики сожалеют, что у власти не хватает мужества признать ошибки, отказаться от изобретения велосипеда и использовать для решения проблемы теневых доходов цивилизованные методы.
Минск
комментарии(0)