Фото с официального сайта Минского городского суда
Минский городской суд вынес приговор по делу авторов агентства Regnum, которое тянулось более года. Оправдались прогнозы, которые делали большинство экспертов, – авторов российского агентства, обвиняемых в разжигании национальной вражды, признали виновными, но выпустили на свободу. Суд назначил им пять лет лишения свободы с отсрочкой на три года.
Весь год, пока шло следствие и суд, обвиняемые провели за решеткой. После оглашения приговора двое из фигурантов заявили, что намерены его обжаловать и добиваться оправдания. Оба они заявили, что продолжат и дальше писать то, что думают. Авторы российского агентства Regnum, граждане Белоруссии Дмитрий Алимкин, Юрий Павловец и Сергей Шиптенко (псевдонимы Николай Радов, Павел Юринцев, Артур Григорьев) неуважительно высказывались о белорусском языке и нации.
Республиканская экспертная комиссия констатировала, что они «ставили под сомнение суверенитет» Белоруссии, «оскорбительно высказывались в адрес белорусского народа, его истории, языка и культуры».
«Оптимальным с точки зрения белорусских властей» назвал приговор политический обозреватель Александр Класковский. «Оправдать Юрия Павловца, Сергея Шиптенко и Дмитрия Алимкина ну никак не могли: получается, зря держали за решеткой более года. Но и наказать слишком строго – риск. Москва же устами пресс-секретаря МИДа просила подойти к делу «максимально ответственно», – аргументирует свою точку зрения эксперт. Он также напоминает, что с момента ареста фигурантов дела изменилась политическая ситуация. Если задержали их в момент обострения отношений между Москвой и Минском на почве разногласий о стоимости газа, то сейчас в отношениях союзниц – относительный мир.
Политический характер этого дела отмечали эксперты с самого его начала. Как бы президент Белоруссии Александр Лукашенко ни утверждал, что не ждет от России никакого подвоха, однако факты остаются фактами – после Крыма его риторика несколько изменилась. Он вспомнил о белорусскости как о некоем щите, который прикроет его от потенциальной российской экспансии. Еще недавно вышиванки, белорусский язык, национальная атрибутика были инструментарием оппозиции. Сейчас власть постепенно это все перетягивает на себя. «Если перестанем говорить по-белорусски, перестанем быть нацией. Очевидно, правы те, кто критикует меня за пренебрежение белорусским языком», – заявил Лукашенко в послании парламенту и народу в 2014 году. В то же время еще в 2006 году он утверждал, что «по-белорусски нельзя выразить ничего великого» и это «бедный язык». «В мире существует только два великих языка – русский и английский», – считал он тогда.
Правда, эксперты не склонны связывать эти изменения с ростом национального самосознания белорусского президента. Не так давно Белорусский институт стратегических исследований (BISS) опубликовал данные своего анализа «От «больного» к «здоровому» национализму». Его авторы в качестве причин изменения позиции Лукашенко по отношению ко всему национальному называют «нарастание экономического и информационного давления со стороны России» и «имиджевые выгоды в отношениях с Западом». При этом эксперты BISS убеждены: белоруссизация является для Лукашенко не самостоятельной ценностью, а лишь «инструментом достижения других целей», в частности сохранения и укрепления своей власти.
Интересно, что даже патриотически настроенная демократическая общественность, которая не разделяет, конечно же, взглядов авторов Regnum, не испытывает удовлетворения от приговора, вынесенного им. Причина не только в неискренности белорусскости властей. Дело в том, что в обвинении имеется пункт о том, что обвиняемые авторы Regnum «искаженно трактовали политику властей» – ставили в вину им белоруссизацию. «Официальный Минск озаботился тем, как он выглядит в глазах Москвы», – говорит о глубинных причинах, легших в основу этого дела, Александр Класковский. Он, как и многие другие эксперты, видит в инциденте угрозу для свободы высказываний как таковой, если она не нравится властям. «Этот процесс актуализировал вопросы границ между свободой высказываний и допустимыми ограничениями этой свободы, между свободой слова и пропагандой. И мы видим, как далеко может пойти власть в борьбе с неприятной для себя информацией», – считает глава Белорусской ассоциации журналистов Андрей Бастунец.
Эксперты также обращают внимание на то, что, несмотря на судебное дело, сайт Regnum не заблокирован в Белоруссии в отличие от оппозиционного сайта «Хартия-97», который не открывается уже вторую неделю. Причина все в том же – Лукашенко хотел только попугать и предупредить, но совершенно не собирался конфликтовать с Россией.
Минск
комментарии(0)