Замглавы МИД Белоруссии Андрей Евдоченко обозначил цель: нарастить объемы экспорта в ЕС. Фото с сайта www.mfa.gov.by |
Рейтинговое агентство S&P подтвердило способность Белоруссии рассчитываться по долгам, но считает финансовое положение страны «напряженным» и зависимым от России. В Минске решили изменить ситуацию, внеся коррективы в экспорт: уменьшив его долю в РФ и увеличив – в ЕС и «другие страны».
Вчера Минфин Белоруссии сообщил о том, что рейтинговое агентство S&P Global Ratings подтвердило долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги страны по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне «B» с прогнозом «стабильный». Напомним, что в январе агентство улучшило рейтинг с «В–» на «В», прореагировав таким образом на то, что правительству по итогам 2017 года удалось увеличить размеры золотовалютных резервов почти на 50% до 7,3 млрд долл. и тем самым аккумулировать средства для расчетов по долгам. Правда, существенной разницы между этими двумя показателями нет. Оба они говорят о том, что правительство страны способно рассчитываться по своим обязательствам, но при этом уязвимо к внешним шокам.
Эксперты агентства отмечают, что рост экономики в прошлом году (на 2,4%) во многом был обусловлен нормализацией отношений с РФ и возобновлением беспошлинных поставок российской нефти, которая перерабатывается на местных нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) и продается в другие страны. Свою роль сыграл и возросший спрос на рынке соседней страны. К тому же два предыдущих года белорусская экономика падала (–6%) и говорить о росте рано – речь о восстановлении. Причем, по оценкам экспертов S&P, уровня 2014 года белорусская экономика достигнет не ранее конца 2019 года.
Ускорение темпов роста и даже повышение рейтинга возможны в том случае, если правительство решится на реформы, в частности, сократит масштабы государственного сектора и тем самым снизит нагрузку на банки по его кредитованию.
Тем не менее агентство отмечает, что для расчетов по внешним обязательствам правительству придется привлекать дополнительные средства. И если не удастся, это может привести к снижению рейтинга. В частности, самые большие риски и угрозы кроются в возможных изменениях политической и экономической поддержки России, констатируется в сообщении S&P. Во-первых, потому что половина госдолга – это долг России, во-вторых, Белоруссия продает на рынок РФ более 40% всей продукции, в том числе более 80% продовольствия. В таких условиях любой сбой в поставках может стать проблемой. Отношения двух ближайших союзниц в S&P считают «неустойчивыми». Угрозу эксперты видят в возможном ограничении Россией поставок на свой рынок белорусской молочной продукции. А также в увязывании объемов поставок нефти на белорусские НПЗ с переходом на транспортировку произведенных из них нефтепродуктов в порты России – вместо портов Литвы и Латвии.
Власти осознают риски зависимости от российского рынка. Белоруссия ставит задачу диверсифицировать внешнюю торговлю. В частности, программой развития экспорта предусмотрено добиться разделения зарубежных поставок в равных долях между тремя основными торговыми партнерами – Россией и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), ЕС и остальными странами. Или странами «дальней дуги», как называют их в Белоруссии. Пока желанного разделения в пропорции треть–треть–треть, как говорят чиновники, нет. По данным статистики, страны ЕАЭС занимают почти 50% в белорусском экспорте. Оставшиеся 50% почти поровну делят ЕС и «другие страны». Правда, чиновники подчеркивают, что успехи на этом направлении у Белоруссии есть. Например, по сравнению с прошлым годом доля ЕАЭС уменьшилась на 2 процентных пункта, а ЕС на столько же увеличилась.
Эксперты, комментируя такие планы, указывают на объективные причины, мешающие их достижению. Во-первых, это территориальная близость и низкие транспортные расходы на доставку. Во-вторых, это те самые «крепкие хозяйственные связи» между странами бывшего СССР и статус Белоруссии как сборочного цеха ранее общей страны. В свое время Александр Лукашенко главным пунктом своей программы называл именно восстановление этого статуса и связей. Нельзя не признать, что это у него получилось. Но сейчас стало понятно и ему самому, что ставка на одну «корзину» была сделана неверно. Однако так быстро переориентироваться со стандартов производства СССР на стандарты ЕС невозможно.
Минск
комментарии(0)