Премьер-министр Серж Саргсян ушел в отставку, заявив, что желает счастья стране. Фото Reuters
Премьер-министр Армении Серж Саргсян, не выдержав давления оппозиции, 23 апреля около 15.00 (мск) подал в отставку. Незадолго до судьбоносного решения, завершившего многодневное уличное противостояние, на свободу вышел арестованный накануне лидер оппозиции Никол Пашинян. На вечернем митинге на площади Республики он обещал объявить дальнейшую программу действий.
Армения ликует – опостылевший за 10 лет правления режим пал. Произошло это за день до годовщины геноцида армян в Османской Турции, отмечаемой 24 апреля. Именно до этой даты власти надеялись справиться с выступлениями оппозиции – ведь в этот день в Армению почтить память погибших приезжают тысячи зарубежных политиков и гостей, и ситуацию во что бы то ни стало следовало взять под контроль. Однако, арестовав накануне организатора уличных выступлений депутата Никола Пашиняна и других активистов, власти добились обратного эффекта и ужесточили протест. На ереванские улицы хлынули те, кто не собирался этого делать. Волнения начались в регионах. Причины протеста у людей общие – катастрофическое социально-экономическое положение, и у каждого «свои личные» – вплоть до того, что некоторым не понравилась форма задержания Пашиняна – «подло арестовали, когда он, не чувствуя подвоха, протянул руку полицейскому, чтобы поздороваться».
«Серж Саргсян проработал премьер-министром всего неделю, тогда как к воспроизводству собственной власти целенаправленно шел последние два года. Попытка властей обезглавить массовые акции протеста не удалась. После ареста Пашиняна и его соратников демонстрации и шествия в Ереване не прекратились, а состоявшийся в воскресенье вечером митинг на площади Республики стал самым многолюдным и, что особенно важно, не менее организованным, чем все предыдущие. Похоже, это во многом и предопределило события в понедельник. Чаша весов явно склонилась в пользу гражданского движения. События развивались стремительно: Пашинян вышел на свободу, а Саргсян подал в отставку. В Армении грядут серьезные перемены», – сказал «НГ» председатель Комитета по защите слова Ашот Меликян.
События в понедельник действительно развивались стремительно. Утром арестованных депутатов – Никола Пашиняна, Сасуна Микаэляна и Арарата Мирзояна навестил спикер парламента Ара Баблоян. «Я имею право знать, что с ними – моими коллегами. По профессии я врач и хотел знать, в каком они состоянии. На здоровье не жалуются», – заявил Баблоян журналистам. И стало понятно, что переговоры спикера с оппозиционным депутатом закончились безрезультатно. Как и днем раньше переговоры премьер-министра Саргсяна.
На протесты в Ереване вышла молодежь, среди которой – активисты студенческих инициатив «ЕГУ Рестарт» и «Во имя развития науки». Фото Reuters |
К тому времени стало известно, что первый вице-премьер Карен Карапетян обратился в Генпрокуратуру с просьбой отозвать из парламента ходатайство о лишении депутатского иммунитета Пашиняна и его единомышленников. А сам он отправился на встречу с задержанным депутатом. Пожалуй, это был первый явный признак того, что власть стала переосмысливать ситуацию.
А она из сложной стала переходить в разряд неконтролируемых. На улицы Еревана организованно вышло все студенчество. В рядах демонстрантов появились молодые люди в военной форме – участники четырехдневной апрельской войны в Нагорном Карабахе в 2016 году, а также солдаты, похоже, самовольно покинувшие службу. В полдень к ним примкнула большая группа военнослужащих миротворческой бригады Вооруженных сил Армении. В регионах же жители стали перекрывать центральные магистрали, парализовав движение в республике. К требованию об отставке Саргсяна добавилось требование немедленно освободить Пашиняна и его единомышленников.
Задержанные депутаты были освобождены около 15.00 мск. Поблагодарив народ за поддержку, Пашинян поздравил собравшихся с победой бархатной революции в Армении и, выпросив себе пару часов на изучение положения дел, обещал представить дальнейшую программу действий на вечернем митинге на площади Республики.
Еще через несколько минут стало известно об отставке премьер-министра. Серж Саргсян нашел в себе мужество признать: «Никол Пашинян был прав. Я ошибся. В сложившейся ситуации есть несколько решений, но ни на одно из них я не пойду. Это не по мне. Я оставляю пост руководителя страны, пост премьер-министра Армении. Уличное движение было против моего премьерства. Я выполняю ваше требование. Мира, гармонии и здравомыслия нашей стране. Благодарю».
Это второй случай в новейшей истории Армении досрочной отставки главы государства. Но если 20 лет назад, в 1998 году первый президент Левон Тер-Петросян покинул пост в результате «дворцового переворота», то премьер-министр Серж Саргсян – реально по требованию населения страны, под его давлением.
Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев, оценивая события в Ереване, сказал, что «до сегодняшнего дня Серж Саргсян был очень успешен в том, что касалось способности удерживать власть». «Вероятно, он переоценил этот свой талант. Задержание оппозиционных депутатов парламента стало последней каплей. Вопрос о том, допустимо ли продолжение правления Саргсяна, сменился другим: что в принципе позволительно политическому руководству Армении. И граждане республики ответили на него массовыми демонстрациями. Возможно, Саргсян и дальше пытался бы сохранить власть, но в условиях жесткого внешнего давления в Карабахе Армения не может позволить себе роскошь затяжного политического кризиса», – сказал «НГ» Николай Силаев. По его словам, уход Саргсяна позволяет вернуть ситуацию в конституционное русло. При этом сторонники ушедшего главы государства продолжают контролировать парламент, и у них остается немало шансов сохранить власть в случае внеочередных парламентских выборов. «Оппозиция оказалась сильнее на улице, но не факт, что она окажется сильнее в рамках регулярной политической борьбы. Саргсян и его окружение могут сохранить если не власть, то значительное влияние», – резюмировал Силаев.
Схожим образом оценивает ситуацию политолог Микаэл Золян. По его мнению, судя по всему, именно сегодня Серж Саргсян осознал, что теряет поддержку элиты, причем решающее значение имели аресты лидеров протестного движения – людей, вышедших на улицы, стало больше. «У Саргсяна оставался единственный вариант – ввести чрезвычайное положение, применить силу. Но для этого нужна поддержка парламента, а оказалось, что рассчитывать на нее он не может», – сказал «НГ» Золян. По мнению политолога, отставка Саргсяна – это еще не конец и правящая Республиканская партия будет бороться за то, чтобы остаться у власти, заменив Саргсяна на другого премьера из своих же рядов, а оппозиция попытается не допустить этого. «Так что все самое интересное только начинается», – сказал «НГ» Микаэл Золян.
Бескровная – а это главное – смена власти в Армении произошла. Вопрос – что дальше? О дальнейших действиях Никол Пашинян собирался объявить на вечернем митинге, который на момент подписания в печать еще не начинался. На площади Республики уже было многолюдно. Митингующие в ожидании лидера песнями и танцами отмечали успех, периодически выкрикивая пожелание видеть его руководителем страны. Полиция в происходящее не вмешивалась, но держала под усиленной охраной расположенное там же, на площади, правительственное здание.
По некоторым прогнозам, первый вице-премьер Карен Карапетян будет исполнять обязанности премьера, то есть фактического главы Армении до внеочередных парламентских выборов. А после формирования нового высшего законодательного органа состоится избрание-утверждение премьер-министра, который после осуществленной конституционной реформы является первым лицом армянского государства, и, возможно, президента – политической фигуры с представительскими функциями.
комментарии(0)