Белоруссию продолжают сотрясать коррупционные скандалы, и их масштаб растет день ото дня. Вчера президент Александр Лукашенко пообещал, что пощады не будет никому, в том числе руководящему составу.
«Вы видите, что происходит в стране. Пощады в этом отношении никому не будет. Это касается всего руководящего состава», – заявил вчера президент Александр Лукашенко, принимая кадровые решения и говоря о коррупции.
Под «происходящим в стране», очевидно, понимались громкие коррупционные скандалы последних недель и дней, масштабы которых от дела к делу только растут. Неделю назад задержали за рекордную взятку в 200 тыс. долл. помощника президента, а в понедельник глава КГБ Белоруссии Валерий Вакульчик сообщил о раскрытии очередной коррупционной схемы.
Максимум взятки в этой схеме измерялется суммой в 350 тыс. долл. «За совершение преступлений, предусмотренных статьями 430 (получение взятки), 431 (дача взятки) и 243 (уклонение от уплаты сумм налогов, сборов) УК задержаны, заключены под стражу, а также применены другие меры пресечения в отношении 33 должностных лиц, а всего – более 50 человек», – рассказал Вакульчик. Речь идет о коррупционной схеме в системе здравоохранения. Основные фигуранты – чиновники, в функциональные обязанности которых входило принятие решений о закупке медицинского оборудования и лекарств.
В числе задержанных глава КГБ назвал директора Центра экспертиз и испытаний в здравоохранении Александра Столярова, директора предприятия «Белмедтехника» Александра Шарака (госканалы даже показали обыск у него в гараже, в ходе которого было найдено более 620 тыс. долл.). Также в списке фигурантов начальник военно-медицинского управления Министерства обороны Алексей Еськов и начальник Главного управления здравоохранения Гродненского облисполкома Андрей Стрижак.
Валерий Вакульчик рассказал, что «преступные» деньги поступали на счета предприятий в ЮАР, Гонконге (КНР), Литве, Латвии, России и других странах. «Из них на взятки без преувеличения уходили миллионы долларов. В результате обысков, добровольного возмещения ущерба, возврата незаконно полученных средств в доход государства уже поступило более 15 млн долл.», – сообщил он. Вакульчик пояснил, что источником дохода для чиновников стала настолько забюрократизированная схема закупки лекарств и медицинского оборудования, что пройти ее, не купив «входной билет», было невозможно. По информации главы ГКБ, в результате стоимость завышалась на 10–60%, а в отдельных случаях и на 100%.
Как пояснили местные пропагандисты в эфире, повествующие о раскрытии преступной схемы, толчком для начала расследования стал вопрос простой белорусской женщины Александру Лукашенко во время одного из его визитов по стране: «Почему в Белоруссии самые дорогие лекарства по сравнению с соседними странами?» Уточним, что лекарственная тема уже давно стала проблемной в Белоруссии – многих необходимых лекарств в стране нет вообще, а те, которые есть, стоят очень дорого. Белорусы уже не первый год ездят за ними в соседние страны (Польшу, Литву, Украину, Россию). Эксперты утверждали, что корни проблемы – в политике импортозамещения, которая ведет к монополизации и отсутствию конкуренции. Теперь есть основания полагать, что была еще одна причина – не все производители и дилеры хотели давать взятки.
Анализируя статистику посадок и арестов, можно сказать, что старт масштабной антикоррупционной кампании в Белоруссии был дан в начале года. Первым «пошел» министр спорта и туризма – за прегрешения директора Дворца спорта. «Я не верю, что министр об этом не знал», – заявил Лукашенко, увольняя министра. Затем преступные схемы были обнаружены в системе энергетики, за что в отставку 2 мая был отправлен глава отраслевого министерства Владимир Потупчик. Следующим «крупным» чиновником, пострадавшим за коррупцию, стал помощник президента по Гродненской области Сергей Ровнейко.
Схема, раскрытая в здравоохранении, выглядит более внушительно, нежели предыдущие, и говорит о масштабном и системном характере коррупции в стране. Местные обыватели, обсуждая произошедшее, утверждают, что так организована работа во всех госструктурах, иначе откуда у чиновников с их копеечной зарплатой берутся дворцы, квартиры и машины.
В связи с этим общественность задается вопросом: а почему президент Лукашенко сейчас не восклицает «не верю, что министр не знал»? Дело в том, что министром здравоохранения до декабря 2016 года на протяжении 10 лет работал Василий Жарко, ныне являющийся вице-премьером правительства. Нынешний министр пока на своей должности чуть более года.
Эксперты ставят вопрос еще шире – что значат в целом посадки чиновников высшего эшелона власти? Наивно думать, что такие мощные коррупционные схемы родились в одночасье или о них раньше никто не знал. Самая простая версия, бытующая в местном экспертном сообществе, – пиар накануне грядущих электоральных кампаний: президентские и парламентские выборы должны состояться в 2020 году, но ходят упорные слухи, что одна из кампаний произойдет раньше. Не случайно ведь госСМИ сообщали, что проверку в системе здравоохранения спровоцировал вопрос «женщины из народа». Когда-то 25 лет назад Александр Лукашенко пришел к власти именно на волне борьбы с коррупцией.
Некоторые местные наблюдатели не исключают, что несменяемой в течение 25 лет власти нужны стрелочники, на которых можно списать проблемы, чтобы народ не думал, что они порождены системой управления.
Минск
комментарии(0)