Фото с официального сайта Оршанского авиаремонтного завода / www.oarz.by
Частное предприятие «Оршанский авиаремонтный завод» в ближайшее время будет возвращено в собственность государства по распоряжению президента Александра Лукашенко. Одни эксперты говорят о национализации и рейдерском захвате, другие прогнозируют «полюбовные» переговоры и мирный исход.
Распоряжение, всколыхнувшее белорусскую деловую среду, Александр Лукашенко отдал накануне. «Собственника уже здесь нет. Собственники – вы. Все собственники, которые здесь были, они отказались сами от этого завода. Поэтому действуйте. Это государственное предприятие с сегодняшнего дня», – сказал он, посещая Оршанский авиаремонтный завод. Некогда государственное предприятие в 2012 году было продано частным инвесторам – украинскому ПАО «Мотор Сич» (60%) и белорусскому ЗАО «Системы инвестиций и инноваций».
Сначала предприятие развивалось хорошо и стабильно. Однако на фоне конфликта между Россией и Украиной у него начались проблемы – российские поставщики перестали поставлять ему комплектующие, постепенно стал иссякать поток заказов. В результате завод закончил 2017 год с прибылью в 500 долл. против 5 тыс. годом ранее, а его выручка упала на 40%. Весной этого года деятельностью Оршанского авиаремонтного заинтересовалась белорусская прокуратура. В ходе проверки были сделаны выводы о том, что инвесторы не выполнили условий инвестиционного договора с государством, что руководство допустило многочисленные нарушения законодательства, которые привели к срыву контрактов. Украинский собственник Вячеслав Богуслаев прилетал весной в Минск для проведения переговоров о судьбе предприятия, однако, судя по тому, что его самолет был арестован и ему пришлось покидать Минск рейсовым бортом, договориться тогда не удалось. Украинские СМИ приводили слова Богуслаева о том, что причина – в невыполнении условий белорусским соинвестором, в то время как его (Богуслаева) предприятие вложило в завод 20 млн долл. Официальных комментариев о ходе переговоров с тех пор не было, и вот, посещая завод, Лукашенко заявил, что он уже государственный.
Предыдущий опыт решения подобных проблем в Белоруссии дал основания экспертам говорить об очередной национализации и даже рейдерском захвате. «Если это не национализация, то что это?» – задался вопросом экономист Ярослав Романчук в своем аккаунте в социальной сети. «Богуславский недоумевает и возмущается. Его как стратегического инвестора и собственника 59,5% акций Оршанского завода просто выкинули на улицу. В бизнесе это называется рейдерским захватом. Белорусские власти на пару с белорусским же бизнесменом отжали активы у украинского инвестора», – считает он.
В то же время прямых официальных комментариев с украинской стороны так и не прозвучало. Это дало основания экспертам предполагать, что инвесторы все-таки надеются урегулировать ситуацию мирно. Просто широкой общественности детали переговоров не сообщаются. Например, и.о. начальника департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Артем Сикорский, комментируя ситуацию для журналистов, заявил, что Белоруссия собирается в ходе урегулирования конфликта соблюдать «требования законодательства и подходы международной практики». «Есть владелец акций. К нему может обратиться лицо, заинтересованное приобрести эти акции. Так скорее всего этот вопрос и будет урегулирован», – сказал он.
Негосударственные эксперты также призывают не проводить прямой параллели между ситуацией на этом предприятии и нашумевшей национализацией кондитерских фабрик «Коммунарка» и «Спартак». Экономист Сергей Чалый назвал Оршанский завод чемоданом без ручки, избавиться от которого инвестор будет только рад. По мнению эксперта, в нынешней ситуации российско-украинского конфликта это предприятие не будет прибыльным, кто бы ни был его собственником.
Источники, близкие к переговорам, говорят, что уже есть решение Вячеслава Богуславского о готовности продать акции. По неофициальным данным, покупателем станет белорусский спецэкспортер вооружений «Белспецвнештехника». В СМИ также фигурировала информация о том, что интерес к Оршанскому авиаремонтному заводу, точнее, к его взлетно-посадочной полосе, проявляет белорусская компания «Бремино групп», которая строит неподалеку мультимодальный логистический центр.
Минск
комментарии(0)