Братья протоиерея Гиоргия Мамаладзе полны решимости вызволить его на свободу. Фото РИА Новости
Несколько влиятельных неправительственных организаций (НПО) Грузии правозащитного толка обратились с ходатайством к президенту страны Саломе Зурабишвили помиловать находящегося в заключении протоиерея Гиоргия Мамаладзе. Его родственники уже несколько дней проводят акцию у здания патриархии, требуя того же. Митрополит Чкондидский Петр (Цаава) в эфире телеканала «Рустави 2» выразил сомнения в виновности Мамаладзе, по ходу призвав аудиторию избавиться от иллюзий по поводу того, что католикос-патриарх всея Грузии Илия II не в курсе происходящего.
Здание патриархии Грузии расположено в одном из самых оживленных туристических кварталов Тбилиси. Тысячи людей видят около него небольшую желто-зеленую палатку с плакатом, на котором написаны требования обеспечить Гиоргию Мамаладзе право на причастие, выпустить его на свободу. Протестами и палатками Грузию не удивить, точно подметило издание JAM-news, но, пожалуй, впервые протест направлен против самого влиятельного института страны – Грузинской православной церкви (ГПЦ).
Гиоргий Мамаладзе был задержан в тбилисском аэропорту 10 февраля 2017 года перед вылетом в Германию (см. «НГ», в частности, от 21.04.17). По его словам, он собирался навестить католикоса-патриарха Илию II, который в те дни проходил курс лечения в одной из германских клиник. В багаже Мамаладзе сотрудники правоохранительных органов обнаружили цианид – сильнодействующий яд.
Высокопоставленные представители и правительства, и ГПЦ объявили, что цианид предназначался для отравления очень авторитетного служителя церкви. Имя Илии II при этом не упоминалось, однако речи выступавших были выстроены так, что сомневающихся в том, что на тот свет злоумышленники собирались отправить именно духовного лидера нации, в Грузии не осталось.
Но спустя некоторое время следствие, а потом и духовенство заговорили о том, что цианид преступники намеревались использовать не против Илии II, а против его секретаря-референта Шорены Тетруашвили – мирянки, являющейся при этом одной из самых влиятельных и неоднозначных фигур ГПЦ. Судебный процесс над Мамаладзе шел в закрытом режиме. Тбилисский городской суд приговорил его к девяти годам заключения. Апелляционный суд оставил решение без изменения, а Верховный и вовсе отказался принять дело в производство.
Однако правозащитники в многотомном «деле о цианиде» выявили ряд неточностей и нарушений, на основании чего присоединились к адвокатам, утверждающим, что приговор в отношении Гиоргия Мамаладзе вынесен несправедливый, поскольку вина его не доказана. Они указывают на то, что багаж, сданный протоиереем как положено, был извлечен и распакован без его ведома и, более того, процесс не запечатлен видеоаппаратурой аэропорта. То есть цианид могли просто подбросить заинтересованные лица. Правозащитники утверждают также, что приговор Мамаладзе составлен на основании того, что он интересовался свойствами цианида, искал соответствующую информацию в Интернете. Осужденный этого не отрицает, но интерес к яду объясняет тем, что он применяется в иконописи. Мамаладзе не считает себя виновным хоть в чем-то и уверен, что стал жертвой интриг из-за своей осведомленности в неприглядных делах в ГПЦ.
Последнее подтверждает брат протоиерея. По его словам, Гиоргий передал четыре исписанных блокнота, но велел ознакомиться с содержимым и предать огласке, только если с ним что-то произойдет в заключении. Родственники осужденного заявили, что он находится в тяжелых условиях – ему не разрешают посещать тюремную церковь, отказали в причастии. «Патриархия выступила с заявлением, объявив, что любой священнослужитель может встретиться с Гиоргием, причастить его – это личное дело и дело совести священников. Но между строк читается угроза, и потому никто не спешит идти в тюрьму встречаться с ним», – сказали они журналистам, сообщив также, что обратились в Страсбургский суд по правам человека.
Более короткий путь для облегчения участи Мамаладзе избрали несколько НПО. Они обратились к президенту Саломе Зурабишвили, призвав ее воспользоваться одним из немногих своих прав и помиловать протоиерея. Ее предшественник – Гиоргий Маргвелашвили – на аналогичный призыв «отмолчался». По-человечески его понять можно: помиловать означает бросить вызов могущественному консервативному крылу ГПЦ. А возможно, и не только. Так, митрополит Чкондидский Петр, комментируя ситуацию, заявил, что Мамаладзе стал жертвой сговора патриархии и всех трех ветвей светской власти Грузии. Схожую позицию занимает митрополит Потийский и Хобский Григорий (Бербичашвили). То, что два таких влиятельных священнослужителя в «деле о цианиде» оказались по другую сторону от церковного большинства, может свидетельствовать о разногласиях в ГПЦ.
комментарии(0)