Фото сайта president.gov.by
Запреты Россельхознадзора на поставку тех или иных продуктов из Белоруссии президент Александр Лукашенко назвал санкциями. В ответ он пригрозил перекрыть нефтепроводы, по которым на Запад поставляется российская нефть. Вопрос сотрудничества с Россией вчера обсуждался отдельным блоком на совещании по экономическим вопросам.
«Наш основной торговый партнер – они любят называть себя партнерами – все больше и больше вводит санкций против Беларуси. Сами находятся под санкциями и осуждают это, и я тут их абсолютно поддерживаю. Но в то же время подобным оружием воюют против ближайших своих союзников», – заявил вчера на совещании Александр Лукашенко. По его словам, под санкциями он понимает запрет на поставку в Россию тех или иных продуктов питания. «То ли морковь, то ли салат, то ли уже огурцы не понравились. То ли у них подозрение есть, что мы что-то поставляем не оттуда. И каждый день происходит закрытие наших предприятий. Нам закрывают рынок», – сказал Александр Лукашенко.
Президент Белоруссии упрекнул правительство в том, что оно терпит такую ситуацию. «Мы должны принимать соответствующие меры. Ну что мы все время: нас бьют по левой щеке – мы подставляем правую!» – возмущался он. При этом президент предложил свой вариант ответа на российские санкции.
Он привел пример, как поступила белорусская сторона год или полтора назад, когда специалисты доложили, что в аварийном состоянии находятся нефтепровод и нефтепродуктопровод, которые проложены через Белоруссию. «Именно по нефтянке. И нам надо было бы на несколько дней закрыть для ремонта эти нефтепроводы. Но мы ведь не поступили так. Мы понимали, что это нанесет ущерб Российской Федерации. И тогда я поручил работать в аварийном порядке, но не перекрывать эти дороги, по которым транспортируется главный экспортный продукт Российской Федерации – нефть», – рассказал белорусский лидер. По его словам, этот вопрос стоит и сейчас на повестке дня. Александр Лукашенко, обращаясь к вице-премьеру Игорю Ляшенко, сказал: «Если нужно поставить на ремонт нефтепроводы и нефтепродуктопроводы, которые идут через Беларусь, ставьте и ремонтируйте… Потому что то добро, которое мы делаем для Российской Федерации, оно нам оборачивается постоянно злом. Там уже обнаглели до такой степени, что начинают нам выкручивать руки».
При этом Александр Лукашенко еще раз подчеркнул, что нефте- и продуктопроводы давно требуют ремонта, и его надо было делать еще полтора года назад, но тогда он проявил великодушие в отношении к РФ.
Напомним, что совсем недавно в списке традиционных претензий России к белорусской продукции появилась еще одна: с 4 апреля Россельхознадзор ввел временные ограничения на ввоз говядины на кости и живого крупного рогатого скота из стран, не имеющих официального статуса Международного эпизоотического бюро (МЭБ) по губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота.
Белоруссия поставляет в Россию такую продукцию, поэтому запрет может чувствительно ударить по местным предприятиям. Согласно статистике, в прошлом году Белоруссия поставила в Россию говядины на 517 млн долл. Причем около 70% – как раз мясо на кости. В Минске считают требование российской стороны надуманным. «Этого статуса нет ни у России, ни у Украины, ни у нас, ни у многих стран мира. Это очень дорогостоящая процедура и касается только кости», – заявил по этому поводу начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Белоруссии Алексей Богданов. В то же время Белоруссия не отказывается от его получения. По данным Алексея Богданова, соответствующие мероприятия в Белоруссии проводятся, но для их завершения нужно еще несколько лет. В связи с этим в Минске просят Россию отложить действие нового требования хотя бы на год.
С 12 апреля Россельхознадзор вводит запрет на экспорт в Россию также яблок и груш из Белоруссии, объясняя это тем, что под видом белорусских фруктов в страну поставляются санкционные. По тем же причинам российское ведомство не исключает возможного запрета на поставки из Белоруссии шампиньонов, пекинской капусты и клубники. Запреты на поставку молочных продуктов уже давно стали регулярными, и эксперты уже затрудняются назвать точное количество предприятий, в отношении которых они действуют. Местные аналитики неоднократно высказывали предположения о том, что в основе всех подобных претензий Москвы лежит желание подтолкнуть союзный Минск к той самой «более тесной интеграции», о которой говорил премьер-министр Дмитрий Медведев. Применительно к торговой теме это могло быть или присоединение Белоруссии к российским санкциям, или допуск российских контролеров на западную границу. Ни то, ни другое для Белоруссии не приемлемо.
В Москве уже успели прореагировать на выпады Александра Лукашенко. По словам пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, белорусский лидер выбрал неподходящую тональность для обсуждения союзных отношений. «Никакие санкции Россия не вводит», – заявил он.
Минск
комментарии(0)