Верховный представитель ЕС Федерика Могерини приедет в Бишкек представлять новую стратегию. Фото с сайта www.federicamogherini.net |
На сайте дипломатической службы ЕС (EEAS) опубликован проект документа «ЕС и Центральная Азия: Новые возможности для сильного партнерства». Этот 17-страничный документ предлагает новое видение более качественных отношений с Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном. Как заявил комиссар по международному сотрудничеству и развитию Невен Мимица, «через обновленное партнерство мы хотим укрепить наше взаимодействие с партнерами из ЦА, чтобы помочь им сделать регион более устойчивым, процветающим и более взаимосвязанным».
Эксперт Института международных исследований МГИМО Леонид Гусев сказал «НГ», что до недавних пор Центральная Азия по ряду причин считалась по преимуществу зоной интересов России. Однако в последнее время эта тенденция меняется. Во-первых, элиты и население бывших советских республик постепенно осознали сам факт независимости и сделали соответствующие выводы. Во-вторых, регион в силу экономических и географических причин стал ареной конкуренции основных мировых «центров силы». «Сотрудничество между европейскими странами и государствами региона стало значительно усиливаться с начала 2000-х годов сразу по нескольким векторам – экономико-энергетическому, политическому и культурному. Связано это с тем, что страны ЕС начали ощущать все большую потребность в углеводородном сырье. А страны ЦА, прежде всего Казахстан, Туркмения и Узбекистан, обладают значительными ресурсами нефти и газа и рассматриваются в Европе как альтернативные России поставщики углеводородов. Концентрированное выражение это сотрудничество получило в 2007 году, когда главы государств и правительств ЕС приняли стратегию углубленных отношений между ЕС и странами Центральной Азии», – подчеркнул Леонид Гусев. Нынешний пересмотр стратегии свидетельствует о желании ЕС обновить базу взаимодействия и по-новому выстроить отношения с регионом.
Исходя из новой стратегии, планируется, что ЕС в основном сосредоточит внимание на двух аспектах. Это партнерство в целях обеспечения устойчивости путем усиления способности государств ЦА преодолевать внутренние и внешние вызовы и повышения их способности проводить реформы. И партнерство для процветания путем поддержки экономической модернизации, содействия устойчивому соединению и инвестиций в молодежь.
Леонид Гусев считает, что необходимость обновления стратегии заключалась в нескольких моментах: «ЕС в 2016 году принял новую глобальную стратегию по внешней политике, и в результате этого ему нужно приспособить свою внешнеполитическую деятельность к новым реалиям. Кроме этого, в регионе в последнее время усилились политические процессы. Например, инициатива КНР «Пояс и путь». В ЕС понимают, что ЦА является очень важным транзитным регионом в торговом сотрудничестве с Китаем. Важным для ЕС остается сотрудничество в сфере энергетики. До сих пор обсуждаются возможности строительства газопровода по дну Каспия для экспорта туркменского газа, проблема Афганистана и афганских беженцев. Именно сотрудничество со странами ЦА может способствовать в той или иной степени урегулированию ситуации в Афганистане и остановить поток беженцев. ЕС намеревается усилить сотрудничество со странами ЦА в области образования и предложить обучение по тем направлениям, которые актуальны для ЦА. ЕС понимает, что сильно расширить свое присутствие в регионе не может, но хочет продолжение его обеспечения в ЦА».
Эксперт по странам Европы Димаш Абдуллин (Казахстан) считает, что представленный документ – это видение новых возможностей. «Желательно понимать, что ЕС с момента образования и до настоящего времени является сторонником стабильности и развития и старается избежать нежелательных изменений во многих сферах. Ввиду этого документ отражает именно эти векторы», – сказал «НГ» Абдуллин. По его словам, ЕС в ЦА в течение действия новой стратегии будет вносить свои инициативы и проекты на этой основе. Тем более что ситуация в самой Европе неоднозначна. Речь об изменении единого формата ЕС, итогах Brexit, предстоящих выборах в европейский парламент и возможной смене председателя Европейской комиссии. Кроме этого, не всегда совпадают цели ЕС с США. «Внешнеполитический курс ЕС находится в состоянии постоянной индивидуализации и форматирования. Поэтому представленный документ может быть презентован в Бишкеке в нынешнем виде, а могут быть внесены изменения», – считает Абдуллин.
Оценивая ситуацию в Центральной Азии, эксперт полагает, что в ближайшее время искажений в ее внешней политике ожидать не стоит. «Курс на укрепление и развитие отношений с ЕС является стратегическим. В отношении различных векторов внешней политики все максимально уравновешено. Президентские выборы в Казахстане не затрагивают этого вопроса. Позитивным фактором является процесс формирования общего внешнеполитического курса group5 Central Asia (gCA5 – термин, предложенный Димашем Абдуллиным. – «НГ»), и этот курс явно прогрессивен. Издание новой стратегии ЕС–ЦА только будет способствовать позитивному политическому и экономическому росту стран региона», – подчеркнул Абдуллин. Новая стратегия ЕС по ЦА имеет отношение и к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС), и к России, убежден он, поскольку в интеграционных процессах Казахстан старается реализовать лучшие проекты. Улучшение интегративных линий с ЕС имеет благоприятное влияние на евразийскую интеграцию в целом.
Эксперт отметил, что, исходя из документа, ЕС будет работать над устранением структурных барьеров на пути региональной торговли и инвестиций, оказывать помощь во вступлении оставшихся стран Центральной Азии в ВТО и продвигать устойчивые взаимосвязи. Переход к общим правилам и более интегрированному региональному рынку, решение общих проблем, таких как деградация окружающей среды и терроризм, активизация сотрудничества с центральноазиатскими партнерами в целях содействия миру в Афганистане.
В документе отмечается, что ключевым элементом участия Брюсселя в жизни региона остается Соглашение о расширенном сотрудничестве. Такой документ ЕС подписал с Казахстаном в 2015 году. Сейчас работа над аналогичными соглашениями ведется с Киргизией и Узбекистаном. Готов к переговорам и Таджикистан. В ЕС подчеркивают, что эти соглашения не исключают участия стран в других инициативах вроде ЕАЭС или договоров о зоне свободной торговли.
комментарии(0)