Генпрокурор Александр Стояногло вернул молдаванам надежду на то, что банковские воры получат по заслугам. Фото с сайта www.presedinte.md |
Прокурора, который фактически работал на мафию, – именно так называли властное окружение олигарха Владимира Плахотнюка в народе, – в субботу заслушали, предъявили ему обвинение. Затем прокуратура потребовала применить к нему меру пресечения в виде ареста. Об этом «НГ» сообщил источник в Генеральной прокуратуре Республики Молдова (РМ).
Заместитель генерального прокурора Руслан Попов заявил, что задержание Мораря связано с расследованием хищения миллиарда долларов, «Речь идет о фальсификации некоторых процессуальных документов по уголовному делу от марта 2017 года. Они связаны с жалобой, поданной Владимиром Плахотнюком, на основании которой было возбуждено уголовное дело за клеветнические обвинения Вячеслава Платона и действия, направленные на расследование хищения миллиарда», – сказал Попов. Вячеслав Платон сегодня находится в тюрьме, а Владимир Плахотнюк бежал из страны после парламентских выборов и смены власти в Молдавии год назад.
Как сообщили в Генпрокуратуре, Морарь не признался в совершении преступлений и на данном этапе не сотрудничает со следствием. В декабре 2019 года по распоряжению нового генпрокурора Александра Стояногло в Антикоррупционной прокуратуре прошли обыски. До этого Стояногло заявлял, что Морарь якобы намеренно задерживал расследование дел, связанных с банковской кражей. Морарь возглавил Антикоррупционную прокуратуру в апреле 2016 года, а весной 2019-го подал в отставку. В середине сентября этого же года его восстановили в должности. Так что арестован не экс, а действующий прокурор.
Дело о краже миллиарда долларов громко прозвучало пять лет назад. О нем говорили в ЕС. Кишинев заверял Брюссель в том, что деньги, украденные в том числе и у пенсионеров, хранивших свои сбережения на банковских депозитах, будут найдены и возвращены. Это говорили три премьер-министра, сменившие друг друга. Позже выяснилось, что они причастны к мошенничеству. В тюрьме оказался только один из них – Владимир Филат, недавно вышедший на свободу. Но и его посадили, как теперь говорят, из-за конфликта с Плахотнюком, который, не занимая никакой официальной должности, фактически был хозяином Молдавии. Из-за этого его ненавидело население. А глава Совета Европы Турбьерн Ягланд (теперь бывший) назвал Молдавию «страной, захваченной олигархами».
Новая власть во главе с Партией социалистов и ее неформальным лидером президентом Игорем Додоном понимает, что бегство Плахотнюка не означает ликвидацию олигархического режима. Об этом говорят многие молдавские депутаты, отмечая, что сторонники Плахотнюка работают во всех отраслях экономики. Это подтверждает и арест прокурора Мораря, который вместе с вверенной ему структурой работал на коррупционеров, прикрываясь антикоррупционной вывеской. То, что новый генпрокурор Стояногло – профессионал с хорошей репутацией, заработанной им в Гагаузской автономии, взялся расчищать авгиевы конюшни, граждане РМ оценили: может, все-таки найдут и накажут воров. Пока же ограбленное властью население по решению этой власти выплачивает бюджету пропавший миллиард.
«Банковское мошенничество уже затронуло нас и будет продолжать сказываться на нас. В 2018 году в Молдове наблюдался постыдный прогресс по части расследований и всего, что связано с банковским мошенничеством. Поскольку у нас теперь новое руководство в Генеральной прокуратуре, у нас вновь есть определенные ожидания. Теперь мы должны следить за деятельностью прокуратуры и прокурора, в частности связанной с расследованием банковской кражи», – заявил исполнительный директор центра Expert-Grup Адриан Лупушор.
В то же время эксперты утверждают, что за более чем пять лет с момента мошенничества в банковском секторе общественное мнение до сих пор не имеет четких результатов о том, что произошло и особенно кто действительно виновен. Таким образом, расследование кражи миллиарда все еще является делом повышенного интереса для общества и серьезной проблемой для властей, поскольку срок действия соглашения с МВФ истекает в марте 2020 года.
Ранее расследованием банковской аферы занималось американское агентство Kroll. Но его доклады не были опубликованы полностью, а то, что появилось в печати, носит неофициальный характер. Поэтому генеральный прокурор Александр Стояногло направил вице-спикеру парламента, председателю спецкомиссии по расследованию нарушений в банковском секторе страны Александру Слусарю обращение с просьбой передать в адрес Генпрокуратуры все, что касается докладов американского детективного агентства. Как отметили в Генеральной прокуратуре страны, детальный отчет Kroll-2, а также приложения к нему, подготовленные по запросу Национального банка РМ, были изъяты Антикоррупционной прокуратурой 22 марта 2018 года. Но этот документ ищут и не могут найти.
Напомним, в 2014 году в Молдавии стало известно, что три банка – Bancade Economii (ВЕМ), BancaSociala и Unibank, владеющие почти третью банковских активов страны, вывели за пределы государства около миллиарда долларов. Банки ликвидированы, имущество продано, чтобы компенсировать часть пропавших денежных средств. Расследованием ситуации по решению Национального банка Молдовы в 2015 году занялась международная компания Kroll и Steptoe&Johnson LLP. Парламент Молдовы на заседании 10 июня 2019 года принял решение о создании специальной парламентской комиссии «по расследованию всех обстоятельств девальвации банковской системы Молдовы и банковского мошенничества». По некоторым данным, члены комиссии получили доступ к полному тексту отчета Kroll-2. Кроме того, у депутатов была возможность подключить к расследованию все необходимые госинституты. В принятом парламентом отчете спецкомиссии, содержащем более 50 страниц, сказано, что «из банковской системы Молдовы была выведена огромная сумма, согласно отчету компании Kroll, это от 900 млн до 1 млрд долл. Но, учитывая предоставленную Нацбанком и Генпрокуратурой информацию, сумма ущерба может быть больше». В документе также сказано, что «госгарантии в размере 13,5 млрд леев превратились во внутренний долг, а возвращение этой суммы в двукратном размере легло на плечи налогоплательщиков Молдовы».
В отчете парламентской комиссии уточняется, что «в 2011–2012 годах уже существовал план срежиссированной атаки на Bancade Economii (ВЕМ) группировкой Плахотнюк–Платон с целью получения контрольного пакета акций». «В реализацию схемы были вовлечены судьи, Национальная комиссия по финансовому рынку и Нацбанк», – отмечено в отчете. При этом обращено внимание на то, что в указанный период высокопоставленные чиновники получали «сообщения Национального антикоррупционного центра и Службы информации и безопасности о всех существующих в банковском секторе рисках и опасности обрушения системы». Но эту информацию власти проигнорировали.
комментарии(0)