Алмазбек Атамбаев (в центре) в зале суда. Фото с сайта Akipress.org
В Киргизии, в условиях режима чрезвычайной ситуации (ЧС) введенной из-за эпидемии коронавируса, проходит суд по делу о массовых беспорядках, произошедших 7-8 августа 2019 г. в селе Кой-Таш Чуйской области. Фигуранты дела – бывший президент Алмазбек Атамбаев, экс-глава аппарата президента Фарид Ниязов, оппозиционный политик Равшан Джеенбеков, а также депутаты парламента Асель Кодуранова и Ирина Карамушкина. Всего 14 человек. Им инкриминируют ряд тяжких и особо тяжких статей уголовного кодекса Киргизии.
Режим ЧС, введенный, к слову, обоснованно – в Киргизии 16 инфицированных, не повлиял на работу судей, которые торопятся поставить точку в деле Атамбаева. Обращение адвоката Замира Жоошева к председателю Верховного суда Гульбаре Калиевой приостановить рассмотрение и этого дела, и всех других во всех судах, за исключением категории дел безотлагательного характера, в связи с эпидемией и ЧС в республике, осталось без реагирования. Так же, как ходатайства освободить из-за опасности заражения всех политзаключенных, в том числе и Алмазбека Атамбаева.
Впрочем, заседание суда, не успев начаться, было оставлено и перенесено из-за резко ухудшившегося состояния здоровья Атамбаева, об этом сообщила Кундуз Жолдубаева – помощник экс-президента. «У него упало давление. Это подтвердил и санврач СИЗО ГКНБ, который сопровождал его. Следующее заседание суда состоится 30 марта», – сказала Жолдубаева.
«Изначально у власти был план как можно быстрее завершить судебный процесс по делу Атамбаева. На это указывает и подозрительная быстрота, с какой было подготовлено уголовное дело объемом в 100 томов. Возникли сомнения, что судебный процесс будет проходить в правовом режиме. Они окрепли, когда первые судебные процессы прошли не в здании суда, как полагается по закону, а в здании Государственного Комитета национальной безопасности (ГКНБ). Признаков того, что дело политически мотивированное и процессуальные нормы соблюдаться не будут, немало», – сказал «НГ» председатель Комитета защиты свободы слова Адиль Турдукулов. По его словам, адвокаты неоднократно это подчеркивали, но власть и суды на эти замечания не обращают внимания.
Напомним, летом киргизские силовики в течение двух дней штурмовали дом экс-президента Алмазбека Атамбаева. (см «НГ» от 08. 08. 19) Поводом для силовой операции стал отказ Атамбаева прийти на допрос в качестве свидетеля по делу о незаконном освобождении криминального авторитета Азиза Батукаева. Сам Атамбаев все обвинения назвал абсурдными. Тогда в село Кой-Таш было стянуто до 2 тысяч сотрудников правоохранительных органов. По словам очевидцев, на месте операции работала спецтехника МВД, водометы и таранные машины. В первый день стычек сторонникам экс-президента удалось разоружить и взять в заложники нескольких бойцов спецподразделения «Альфа». На второй день Атамбаев сдался при условии, что правоохранители не станут стрелять в народ. По словам очевидцев, в частности, киргизского политика и общественного деятеля Токтайым Уметалиевой, силовики получили приказ любым способом арестовать Атамбаева. «В Кой-Таше собирались жители окрестных сел и с севера страны. Однако двойное оцепление из сотрудников правоохранительных органов прорвать было сложно», – сказала «НГ» Уметалиева.
«Всю ответственность за «операцию» в Кой-Таше возложили на Атамбаева и его сторонников. Теперь ему угрожает пожизненное заключение, а его сторонникам от 10 до 15 лет лишения свободы. «Вопрос политических репрессий в Киргизии опять стал актуален. В период президентства Атамбаева в Киргизии были политзаключенные. Сегодня мы видим, что запущенная им репрессивная машина продолжает работать, только в зависимости от политической ситуации меняются жертвы. Но это опять же лица, неугодные власти. Например, Равшан Джеенбеков, всегда оппонировавший властям, а в Кой-Таше выполнявший функции медиатора между силовиками и сторонниками Атамбаева. Как только он стал выступать с критикой в адрес власти, что собственно происходило и при прежних руководителях страны, то его обвинили в том, что он якобы помогал удерживать в заложниках спецназовцев, и заключили под стражу. С другой стороны, его нынешнее положение становится плюсом в политической карьере», – считает Турдукулов.
Доктор исторических наук, руководитель научных исследований института «Диалог цивилизаций». Алексей Малашенко считает, что у Атамбаева не было цели вернуться к власти. «Он свою миссию выполнил. В политике он не нападал, а защищался. По всей видимости, Атамбаев полагал, что его преемник будет ему «как родной сын», которого он воспитал и привел к власти. Но Сооронбай Жээнбеков повел себя самостоятельно. В итоге, противостояние между бывшим и нынешним президентами вылилось в длительный конфликт, который закончился арестом Атамбаева. Судебный процесс затеян ради самоутверждения и зачистки политического поля. Дело Атамбаева – удобный предлог, чтобы еще раз подтвердить свою власть и избавиться от более-менее серьезных оппонентов, особенно в период парламентских выборов, которые должны состояться осенью», – сказал «НГ» Малашенко.
Внешние акторы, которые могли бы повлиять на ситуацию, не вмешиваются. Россия обозначила позицию – поддержка действующего президента, невмешательство во внутренние дела Киргизии. Традиционно выжидает Китай. Поддержка легитимному процессу прозвучала из Казахстана. Гипотетически роль заступника за заключенных могли сыграть США, заодно пытаясь создать зону конфликта у китайской границы и в зоне интересов России. Но, похоже, Вашингтону сегодня не до Киргизии. Там свирепствует короновирус.
«Проблема не в России, Китае или США, проблема во внутрикиргизской неспособности жить в рамках современного правового государства. Текущий конфликт может разрешиться как угодно, но фундаментальные причины – отсутствие консолидированной нации и подчиненной национальным интересам элиты – будут сохраняться, имея долговременный характер», – сказал «НГ» эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев.
комментарии(0)