Въезд в Приднестровье контролируют миротворцы РФ. Фото РИА Новости
В Молдавии отказываются от ранее принятых договоренностей с Приднестровьем. Кишинев больше не будет признавать дипломы приднестровских вузов, удостоверения личности, свидетельства о регистрации транспортных средств, выданные в непризнанной республике. Молдавия заявила об аннулировании протокола о взаимном признании действия документов сторон, подписанного в 2001 году. Кишинев сделал еще один шаг к обострению отношений с Тирасполем, подтвердил «НГ» президент Приднестровья Вадим Красносельский.
В последние годы Молдавия предпринимает действия, которые обостряют отношения с Приднестровьем. Приднестровский конфликт, урегулированием которого занимаются Россия, Украина, ОБСЕ – как посредники, ЕС и США – как наблюдатели (формат «5+2»), может опять стать горячим, если Кишинев будет и дальше отказываться от достигнутых ранее договоренностей с восточным регионом. Если вспомнить слова одного из лидеров молдавской оппозиции, экс-премьера Майи Санду, заявившей, что надо стремиться, чтобы Приднестровье стало как Донбасс в Украине, то будущее отношений Молдавии и Приднестровья покажется незавидным. А все наработки посредников в урегулировании конфликтов, которыми гордились в ОБСЕ и ЕС, будут перечеркнуты.
Молдавия заявила об аннулировании протокола от 16 мая 2001 года «О взаимном признании действия документов, выдаваемых компетентными органами сторон». Представители Республики Молдова (РМ) сообщили на заседании подгруппы по банковским вопросам, что Кишинев не намерен его более исполнять.
«В связи с этим приднестровская сторона потребовала от Кишинева предоставить официальные объяснения в адрес Приднестровья и всех международных участников формата «5+2», – говорится в сообщении МИД непризнанной республики.
Протокол о взаимном признании документов был подписан лидерами Приднестровья и РМ – Игорем Смирновым и Владимиром Ворониным в 2001 году. Согласно протоколу, на территории Приднестровья и Молдавии признавались следующие документы: свидетельство о регистрации актов гражданского состояния, удостоверения личности и паспорта, водительские удостоверения и свидетельства о регистрации транспортных средств и номерных знаков, документы об образовании и т.п. Этой договоренностью гордились все, кто имел отношение к урегулированию приднестровского конфликта, считая, что этот шаг ведет к примирению сторон. А рядовым приднестровцам договоренность президента РМ и лидера непризнанной Приднестровской Молдавской республики (ПМР) облегчила жизнь. Стороны взяли курс на укрепление доверия населения обоих берегов Днестра, что было поддержано посредниками в урегулировании конфликта, а также ЕС и США.
Приднестровье, где в отличие от других конфликтных регионов на территории СНГ не стреляли, население сторон могло свободно ездить друг к другу, приводили в пример того, как можно договариваться и мирно жить после войны. Пример подавали лидеры: президент Молдавии Игорь Додон и глава Приднестровья Вадим Красносельский регулярно встречались и решали назревшие проблемы. Но с некоторых пор все изменилось.
Кишинев вначале стал блокировать приднестровские грузы, идущие в страны ЕС, потом – не пропускать лекарства для региона, поступающие через украинскую границу. Во время пандемии коронавируса вице-премьер РМ по реинтеграции, политпредставитель на переговорах по урегулированию приднестровского конфликта Кристина Лесник потребовала, чтобы представителям Молдавии дали возможность свободно передвигаться в Зоне безопасности на Днестре. Дело в том, что медработники, живущие в Приднестровье, но работающие в больницах на территории, подконтрольной Кишиневу, с началом пандемии не пропускались через приднестровские КПП. Президент Приднестровья Вадим Красносельский объяснил «НГ» ситуацию тем, что в непризнанной республике введено чрезвычайное положение в связи с COVID-19: «В условиях режима ЧП мы не откроем КПП для всех, кто не является гражданином Приднестровья».
Но в Кишиневе ссылку на эпидемию не приняли и продолжали давить на Приднестровье, заявив, что там не лечат людей с молдавскими паспортами. Вадим Красносельский это опроверг, заметив, что в Приднестровье лечат всех, кто там живет. По его словам, делегация ВОЗ, недавно побывавшая в регионе, могла в этом убедиться.
В Тирасполе пожаловались, что Кристина Лесник фактически самоустранилась от содействия в решении многих проблем людей, которые возникли из-за пандемии COVID-19. Неоднократные обращения МИД ПМР с просьбой оказать помощь в возвращении домой приднестровцев были в Кишиневе проигнорированы. При этом Кишинев мешает Тирасполю организовывать транспорт для людей, которые оказались в трудной ситуации за границей. Офис политпредставителя РМ заявил, что, дескать, только госорганы Молдавии могут вести переговоры с властями иностранных государств об организации международных перевозок.
В Министерстве иностранных дел Приднестровья подобные заявления вызвали недоумение, так как МИД ПМР напрямую взаимодействует с внешнеполитическими ведомствами, дипломатическими и консульскими представительствами иностранных государств, в том числе и «соседней Молдавии». Но в Кишиневе не стали вникать в проблему возвращения домой приднестровцев, а предприняли новую атаку на неподчиняющийся регион, выйдя из ранее заключенных договоров. То, что это сказалось в первую очередь на рядовых приднестровцах, молдавскую власть не остановило. Ситуация стала напоминать Донбасс, только пока без обстрелов. Вроде на востоке Молдавии, как и на востоке Украины, живут граждане этих стран, но их в расчет не принимают. Своей при таком подходе остается только территория. Все это уже было – в 1992 году. А потом разразился вооруженный конфликт на Днестре, который до сих пор не урегулирован.
Напомним, что накануне очередного недружественного шага Кишинева по отношению к Приднестровью впервые после полугодичного перерыва состоялась встреча подгруппы по банковским вопросам при участии представителей международных партнеров. Она состоялась по инициативе приднестровской стороны, молдавские власти до этого уклонялись от работы по данной теме.
Представители ПМР предложили обсудить проблемы межбанковского взаимодействия сторон. В частности – аспекты, связанные с конвертацией излишней леевой массы (лей – молдавская национальная валюта), формирующейся в процессе торговли Приднестровья с РМ, открытием и полноценным функционированием счетов приднестровских предприятий, а также блокированием использования международных платежных карт на территории непризнанной республики.
Напомним, что летом 2019 года Республика Молдова запретила ряду приднестровских предприятий открывать счета в банках РМ. Затем возникли проблемы с конвертацией валюты. В феврале 2020 года молдавские банки сообщили, что все платежи приднестровских компаний с их счетов в приднестровских банках приниматься не будут.
Как отмечает пресс-служба МИД ПМР, в ходе встречи приднестровская делегация в очередной раз предложила молдавской стороне приступить к незамедлительной проработке практических механизмов разрешения проблем в банковском секторе. Были представлены конкретные проекты, основанные на международных рекомендациях. Однако молдавская сторона не была готова к предметной содержательной работе, поясняет приднестровское внешнеполитическое ведомство.
«Отмечаем продолжение деструктивного подхода Кишинева, состоящего в имитации диалога на фоне отсутствия реальной готовности к снятию блокирующих факторов в банковской сфере, грубо нарушающих права и интересы жителей и экономических агентов Приднестровья, что обретает подчеркнуто антигуманный контекст в кризисных условиях пандемии», – говорится в сообщении ведомства.
В МИД ПМР отметили, что представители Молдавии пытаются сместить экспертную дискуссию в плоскость политических спекуляций.
комментарии(0)