0
7011
Газета СНГ Интернет-версия

10.06.2020 19:46:00

Первый восточный экспресс прибывает из Китая в Узбекистан

Киргизия тормозит строительство железной дороги на своей территории

Тэги: китай, жд, узбекистан, андижан


китай, жд, узбекистан, андижан Узбекистан налаживает регулярное транспортное сообщение с Китаем. Фото с сайта www.mift.uz

Первый блок-поезд, состоящий из 25 контейнеров с электротехнической продукцией, на днях прибывает из китайской провинции Ганьсу в узбекский Андижан по мультимодальному транспортному коридору «Китай–Киргизия–Узбекистан». Однако из-за того что Бишкек блокирует строительство железной дороги, контейнеры будут перегружаться на автотранспорт.

Договоренность о запуске блок-поезда по мультимодальному транспортному коридору «Китай–Киргизия–Узбекистан» с использованием автомобильного транспорта на участке Кашгар–Иркештам–Ош–Андижан была достигнута еще в январе нынешнего года между представителями узбекской и китайской стороны. Об этом сообщило узбекское информационное агентство Dunyo.

Грузы из морских портов и провинций КНР будут перевозиться железнодорожным транспортом до города Кашгар (КНР) – крупного транспортного узла. Здесь будет происходить консолидация грузовых потоков, а также их трансфер с железнодорожного на автомобильный транспорт для дальнейшей перевозки. Такая необходимость вызвана тем, что по территории Киргизии до сих пор не проложена 400-километровая ветка железной дороги Китай–Киргизия–Узбекистан, речь о которой идет уже без малого 24 года.

Основными противниками реализации этого проекта выступали РФ и Казахстан. Киргизия вроде бы как была и не против, но выставляла заведомо невыполнимые условия по прокладке своей ветки. В частности, Бишкек настаивал на том, чтобы дорога соединила два киргизских региона – европеизированный север и традиционалистский юг. Но такой дорогой проект у КНР и Узбекистана интереса не вызывает. РФ же возражала по соображениям безопасности, но когда удалось договориться, что колея будет выполнена не по западному, а российскому (советскому) стандарту, сама вошла в консорциум.

Другим сдерживающим фактором строительства дороги является финансирование – у Бишкека нет денег, брать у Китая кредит он не хочет. Киргизская сторона предложила строить не за счет привлечения правительством кредитных средств, а по схеме государственно-частного партнерства. Сторона, которая привлечет инвестиции, получит право эксплуатации дороги, и после восполнения расходов с помощью поступающей от использования «железки» прибыли ветка будет передана Киргизии. Стоимость проекта 7 млрд долл. Инвесторов пока нет.

Директор центра исследовательских инициатив Ma’no Бахтиёр Эргашев напомнил, что еще в 1996 году появилась идея построить железную дорогу Китай–Киргизия–Узбекистан. В конце 90-х годов было разработано первое технико-экономическое обоснование (ТЭО). Но в силу определенных обстоятельств проект не был реализован. Последний раз о необходимости этого проекта было заявлено на переговорах президента Шавката Мирзиёева с лидером КНР Си Циньпином в 2017 году. Дело сдвинулось с мертвой точки. «В рамках этого магистрального коридора запущена автомобильная дорога Кашгар–Ош–Андижан. С 2019 года по ней идут грузы. Но серьезные грузовые потоки пойдут только тогда, когда будет запущена железнодорожная часть этого коридора. А здесь есть проблемы – все та же позиция Бишкека», – сказал «НГ» Бахтиёр Эргашев.

По словам эксперта, есть три маршрута этой железной дороги – южный, серединный и северный. Протяженность северного маршрута составляет почти 900 км. Для его прокладки необходимо построить более 30 тоннелей. Южный маршрут на 300 км короче и включает в себя строительство 20 тоннелей. А значит, и в два раза дешевле. Ташкент предлагает более короткий серединный маршрут, который соответственно и дешевле. Именно этот вариант обсуждается на двусторонних и трехсторонних переговорах. «Есть надежда, что после присоединения России к консорциуму трех стран позиция Киргизии изменится. Бишкек возьмет на себя определенные обязательства и по маршруту, и по финансированию. Наверное, Киргизии могут предоставить льготный кредит, который будут погашаться через поступления от использования дороги», – считает эксперт.

По мнению Эргашева, преимущества для Бишкека от строительства железной дороги очевидны. Это не только транзитные поступления с каждой тонны проходящего груза, но еще и возможность выстраивать вдоль дороги инфраструктуру, создавать новые рабочие места, а также получить развитие для малых и средних производств. Железная дорога имеет мультипликативный (мультиплицирующий) характер. Железная дорога – это десятки, сотни лет работы и поступлений, там, где проходит железная дорога, начинается жизнь. Поэтому в Ташкенте убеждены, что дорога будет построена. Не случайно в прошлом году было начато строительство большого логистического центра «Андижан», который предназначен для перевалки грузов из Китая через Киргизию в Узбекистан и далее в порт Туркменбаши на Каспии, а оттуда – в Баку, где начинается Южно-Кавказский коридор, по которому грузы пойдут в Иран, страны Ближнего Востока, Турцию и Южную Европу.

Данный коридор на 295 км короче альтернативных маршрутов – через пограничные пункты Хоргос и Достык (Казахстан), что позволит сократить сроки доставки грузов, а также сделать новый маршрут привлекательным и конкурентоспособным для участников международной торговли. Но, как отметил Бахтиёр Эргашев, мультимодальный коридор «Китай–Киргизия–Узбекистан» никоим образом не станет конкурентом казахстанскому направлению, поскольку оттянет на себя только 10–15% грузового потока, предназначенного для Ближнего Востока и Южной Европы. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пекин готов и к торговой, и к настоящей войне с Америкой

Пекин готов и к торговой, и к настоящей войне с Америкой

Владимир Скосырев

Расходы Китая на оборону увеличатся на 7,2%

0
2171
Ташкент осваивает грузинские порты на Черном море

Ташкент осваивает грузинские порты на Черном море

Виктория Панфилова

Кавказские виноделы поделятся опытом с узбекскими коллегами

0
1843
Константин Ремчуков. Госдеп США на своем сайте стал использовать термин «Компартия Китая» вместо «Китайская Народная Республика»

Константин Ремчуков. Госдеп США на своем сайте стал использовать термин «Компартия Китая» вместо «Китайская Народная Республика»

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 03.03.25

0
1717
Торговый шок вызвал падение нефтяных цен

Торговый шок вызвал падение нефтяных цен

Михаил Сергеев

Российский Минфин предупредил о потерях государственного бюджета

0
3602

Другие новости