0
5935
Газета СНГ Интернет-версия

06.03.2021 18:28:00

Третий путь или звездный час Саркисяна

Кризис власти привел к появлению новой модели политической модернизации Армении

Тэги: армения, пашинян, саркисян, политика, власть, общество, кризис власти


армения, пашинян, саркисян, политика, власть, общество, кризис власти Фото с официального сайта президента Армении / president.am

Нынешний политический кризис в Армении стал одним из наиболее серьезных стресс-тестов для небольшой закавказской республики. Формальным поводом стал конфликт между премьер-министром Николом Пашиняном и группой генералов во главе с начальником Генштаба Оником Гаспаряном. Военные потребовали отставки премьера, который, по их мнению, не способен эффективно защищать национальные интересы страны. Ранее Пашинян по непонятной для многих до сегодняшнего дня причине отправил в отставку заместителя начальника Генштаба Тирана Хачатряна. В армянской прессе этот шаг связывают с тем, что Хачатрян в комментарии одному из СМИ со скепсисом воспринял вопрос об оценке заявления Пашиняна о том, что российские комплексы «Искандер» сработали лишь на 10%. Найти истину в таком хаосе крайне проблематично, но очевидно, что политический кризис в стране является прямым следствием недавней войны в Карабахе. Официальные власти пытаются обелить себя, обвиняя то военных, то плохое российское оружие, то ссылаясь на безразличие международного сообщества и т.д.

Военные - крайне консервативный класс - очевидно не захотели мириться с тем, что политическое руководство пытается сделать из них козла отпущения. Заявление главы Генштаба возымело нужный эффект. Никол Пашинян впервые почувствовал реальную угрозу, ведь генералы традиционно пользуются большим уважением и авторитетом в армянском обществе. Поэтому он в срочном порядке издал указ об увольнении Гаспаряна, который вступил бы в силу только после подписи президента Армена Саркисяна. Напомним, что в 2015 году в Армении прошел референдум о новой Конституции, которая установила переход от президентской формы правления к парламентской. Таким образом, лидер того периода Серж Саргсян хотел пролонгировать свое нахождение у власти в статусе премьер-министра с суперполномочиями. Однако весной 2018 года в итоге так называемой бархатной революции Саргсян подал в отставку, и в результате давления уличных масс парламент избрал Никола Пашиняна новым главой государства.

Бывший премьер-министр и дипломат Армен Саркисян был назначен на должность президента незадолго до «революционных» событий. Его согласие занять этот пост исходило из договоренностей с Сержем Саргсяном о необходимости проведения системных реформ. В частности, Саркисян должен был получить достаточные конституционные полномочия с целью установления более тесных отношений с внешним миром, привлечения в страну стратегических инвестиций и формирования новой модели взаимодействия с армянскими диаспоральными организациями. В итоге «бархатного движения» данная повестка оказалась заморожена, президент Саркисян остался номинальным главой государства без каких-либо механизмов сдерживания, а Николу Пашиняну настолько понравилась написанная под Сержа Саргсяна Конституция, что он предпочел позабыть об обещании создать систему сдержек и противовесов.

Конституционный инструментарий, дающий возможность сегодняшнему армянскому премьеру убирать несогласных с ним чиновников и военных был сформирован шесть лет назад. Будучи опытным политиком, президент Армен Саркисян понимал важность баланса между ветвями власти и последовательно говорил о необходимости внесения существенных изменений в Конституцию. Это вызывало недовольство у действующей власти, которая видела в лице Саркисяна потенциального конкурента. По этой же причине он находился в эпицентре критики со стороны внесистемной оппозиции, которой управляют представители бывшего руководства. В текущем кризисе Саркисян оказался в центре внимания. Пашинян по сути в ультимативной форме потребовал от него подписать явно политически мотивированный указ, угрожая импичментом. Оппозиционные силы настаивали на том, чтобы направить документ в Конституционный суд, где остались верные им судьи. Именно в подобной атмосфере давления с разных сторон, собиравших на митинги сторонников, Саркисяну пришлось разрабатывать стратегию своих действий.

После консультации с юристами и экспертами он вынес вердикт о том, что указ противоречит Конституции и вернул его в офис премьер-министра. Пашинян в свойственной ему манере начал клеить ярлыки, утверждая, что президент не имел полномочий поступать таким образом. Не внося каких-либо изменений, он повторно направил документ в президентскую администрацию. Саркисян придерживался изначального решения не подписывать указ об увольнении Гаспаряна с должности начальника Генштаба и оставил за собой право обратиться в Конституционный суд относительно определения соответствия Конституции основополагающих актов, касающихся военной службы. Другими словами, Саркисян при минимуме своих полномочий создал ситуацию, в которой решение подписывать или не подписывать этот по сути антиконституционный акт целиком и полностью теперь будет принимать только Никол Пашинян. Фактически премьер-министру нужно решить, что важнее – законы и Конституция или личный политический интерес. Именно такую дилемму создал для него президент Саркисян, обладающий крайне скромными возможностями.

В войне нынешних и прошлых властей Саркисян избрал нейтралитет и представил третий путь развития, описанный в недавно опубликованной программной статье «На пути к Четвертой Республике». Пока работа кажется сыроватой и слишком общей. Основной тезис заключается в том, что политический кризис в Армении является следствием всеобщей деградации Третьей Республики, которая функционировала на основе феодальной системы общественных отношений. Саркисян объявляет ее политическим банкротом и говорит о необходимости построения нового содержательного государства вокруг идеи доминирования прав, законов и балансирующих друг друга институтов власти. Он также предлагает всем заинтересованным силам принять участие в разработке дорожных карт политической, экономической, научно-образовательной, социальной и технологической модернизации страны.

Несмотря на то, что пока Саркисян не дает конкретных рецептов, ориентиры он задал верные. Современная Армения с двухмиллионным населением, окруженная с западной и восточной стороны Турцией и Азербайджаном соответственно и лишенная общей границы с Россией (гарантом ее безопасности), не сможет выжить без модернизации и пересмотра жизни в привычной системе координат.


Читайте также


В Армении российского миллиардера обвинили в призывах к захвату власти

В Армении российского миллиардера обвинили в призывах к захвату власти

Игорь Селезнёв

Пашинян намерен национализировать электрические сети республики

0
1127
О вопросах участников СВО в процессе обновления элиты

О вопросах участников СВО в процессе обновления элиты

Политики хотят высказываться от имени ветеранов боевых действий и выдавать свои интересы за их взгляды

0
1437
Константин Ремчуков. Китай научился извлекать уран из морской воды вдвое дешевле, чем раньше

Константин Ремчуков. Китай научился извлекать уран из морской воды вдвое дешевле, чем раньше

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 16.06.25

0
1439
Трамп передал Грузии требования по перезагрузке отношений

Трамп передал Грузии требования по перезагрузке отношений

Игорь Селезнёв

Тбилиси получил "маленький, но хороший сигнал"

0
2080

Другие новости