Майя Санду отказалась от встречи с Вадимом Красносельским. Фото со страницы Майи Санду в Twitter
2022-й объявлен парламентом Молдавии годом ветеранов, защищавших с молдавской стороны территориальную целостность страны. Это вызвало возмущение в Приднестровье. Лидер Приднестровья Вадим Красносельский назвал шаг молдавского парламента реваншистским, заметив «НГ», что переговоры Кишинева с Тирасполем поставлены на паузу.
Вооруженному конфликту в Приднестровье в 1992 году предшествовали запрет Кишинева на русский язык, а также призывы находящегося у власти в Молдавии Народного фронта к объединению страны с Румынией. В Приднестровье хотели говорить на родном языке и не хотели в Румынию. Тогда президент Молдавии Мирча Снегур приказал армии навести конституционный порядок в восточном регионе и молдавские войска вошли в протестующие Бендеры.
Для приднестровцев, потерявших в этом конфликте родных, молдавские комбатанты (воевавшие на Днестре) остаются агрессорами. «У них свои герои, у нас – свои», – сказал «НГ» глава Приднестровья Вадим Красносельский. И добавил: «Все, как и было раньше».
Красносельский заметил, что «переговоры по урегулированию приднестровского конфликта поставлены на паузу», и это сделал Кишинев, который предпочел диалогу с Приднестровьем принудительные меры к нему.
Одной из мер давления президент Приднестровья назвал задержание на днях на молдавской таможне партии номеров для приднестровских автомобилистов. После этого в Приднестровье были временно закрыты молдавские пункты регистрации транспортных средств (ПРТС), где выдавались нейтральные номера вместо приднестровских. В Кишиневе разразились гневным приказом: пункты ПРТС открыть.
Но их закрыли не из вредности, а, по словам Вадима Красносельского, так как выдавать автовладельцам стало нечего: номера остались на молдавской таможне.
«Мы изготавливаем эти номера – и нейтральные, и приднестровские в одной из стран ЕС. Оттуда груз и транспортировался. Но до места назначения не дошел», – рассказал «НГ» глава Приднестровья.
Нейтральные номера были введены после запрета на въезд в Украину и далее – везде автомашин с приднестровскими номерами. Нейтральные дают приднестровским автомобилям право въезжать в страны ЕС. Это распространяется как на владельцев частных машин, так и на грузоперевозчиков. Запрет Киева (по просьбе Кишинева) на въезд в Украину с 1 сентября автомобилей с приднестровскими номерами ударил по экспорту региона, в основном ориентированного на ЕС. Тогда и заработали ПРТС в двух городах непризнанной республики – Тирасполе и Рыбнице. 29 декабря их закрыли.
Тирасполь информировал Кишинев: «Приднестровье вынужденно приостанавливает свое участие в механизме, связанном с работой пунктов регистрации транспортных средств (ПРТС) в Тирасполе и Рыбнице. Те автовладельцы, которые уже записаны на прием в ПРТС, смогут получить нейтральные номера. Однако новых заявителей записывать пока не будут, так как под вопросом дальнейшие перспективы выдачи номерных знаков».
В Кишиневе объясняют задержание приднестровских номеров молдавской таможней тем, что в партии груза были номера как нейтральные, так и с приднестровской символикой. Дело в том, что в Приднестровье сначала выдают свои, а потом меняют их на нейтральные. Таков установленный там порядок. И ранее против этого в Кишиневе не возражали. Теперь ситуация изменилась. Как, впрочем, во всем, что связано с Приднестровьем.
О том, что тактика Кишинева меняется, говорит отмена молдавской стороной очередного раунда переговоров в формате «5+2» (Молдавия, Приднестровье – стороны, Россия, Украина, ОБСЕ – посредники, ЕС и США – наблюдатели). Кроме того, президент Молдавии Майя Санду отказала во встрече главе Приднестровья Вадиму Красносельскому, который обратился к ней с письмом. Санду заметила, что не видит для того оснований. И предложила Тирасполю вести переговоры с вице-премьером Молдавии по реинтеграции. Но на эту должность в молдавском правительстве никто не назначен. «Будем ждать, когда они созреют для переговоров», – сказал «НГ» Вадим Красносельский. И без того непростую ситуацию подогрело присвоение статуса национальных героев комбатантам.
В комментарии, размещенном на сайте МИД Приднестровья, говорится, что Тирасполь неоднократно призывал Кишинев дать соответствующую официальную оценку трагическим событиям на Днестре начала 90-х годов, без чего невозможен реальный прогресс в урегулировании конфликта.
«Голосами 72 депутатов парламента (из 101. – «НГ») Молдова фактически поставила политико-правовую точку в этом вопросе, героизируя и чествуя комбатантов, которые так и не извлекли уроков из войны с Приднестровьем, продолжая и сейчас угрожать приднестровскому народу. Этот политический жест Молдовы свидетельствует о том, что даже по истечении почти 30 лет со времени тех трагических событий современное поколение молдавских политиков весьма далеко от зрелого понимания всей глубины ответственности за принимаемые решения, особенно когда они носят фатальный ошибочный характер», – говорится в комментарии МИД Приднестровья.
Глава МИД непризнанной республики Виталий Игнатьев заявил в телеэфире: «Молдова усиливает военное сотрудничество с США, в Зоне безопасности (контролируется российскими миротворцами. – «НГ») участились провокации. Это говорит о том, что определенные силы в Молдове всерьез начинают рассматривать идеи реванша. Дополнительным подтверждением этому является объявление будущего года в Молдове «годом комбатантов».
Остается добавить, что 72 депутата, которые приняли решение, оскорбившее приднестровцев, являются членами президентской партии «Действие и солидарность» (PAS). В то же время президент Майя Санду сделала заявление, вернувшее восточный регион Молдавии в начало 90-х годов прошлого века – по поводу перспектив присоединения страны к Румынии. В эфире телеканала ProTV Санду сказала: «Мы знаем, что существует большое и, вероятно, растущее число людей, которые поддерживают идею объединения. В то же время есть другая часть общества, которая с опаской относится к этой идее. Такой крупный проект может быть реализован только при поддержке большинства в обществе. Мы следим за опросами и наблюдаем, как развивается ситуация».
По словам Санду, власти выстраивают отношения с Румынией, заключают партнерство, реализуют проекты, которые объединят два государства в области энергетики, культуры, образования. В Приднестровье же думают, что Молдавия начала реализацию проекта объединения с Румынией, которая не удалась ей в 1990-х годах.
комментарии(0)