Владимир Зеленский признает необходимость переговоров. Фото Reuters
Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что пора вести переговоры и двигаться к миру. Хотя участник переговорного процесса Михаил Подоляк вновь подтвердил, что территориальных уступок быть не может. Однако альтернативы переговорам нет, потому их будут вести дальше, несмотря на сложности.
Выступив в видеобращении за «содержательные переговоры о мире и безопасности для Украины», украинский президент Владимир Зеленский заявил: «Пришло время встречаться. Время говорить. Пришло время восстанавливать территориальную целостность и справедливость для Украины». Хотя в следующем видеобращении в ночь на воскресенье, комментируя состоявшийся ранее телефонный разговор с президентом Франции Эмманюэлем Макроном, он отметил: «Говорили о нашем взаимодействии. О поиске решения для мира, для освобождения наших территорий. Для спасения наших людей». И далее, признав необходимость переговоров – «ибо это о жизни», подчеркнул, что Украина всегда искала мирные решения. «Тем более мы заинтересованы в мире сейчас», – завершил украинский президент.
В то же время, по информации Bloomberg, член украинской делегации, советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк сообщил, что ключевые вопросы на переговорах «включают гарантии безопасности, прекращение огня, вывод российских войск и политическое урегулирование спорных территорий». При этом, по его словам, есть вопросы, по которым Киев не собирается идти на уступки. «Мы не можем отдать никаких территорий», – конкретизировал Подоляк. Как он добавил, уже через несколько дней может произойти прекращение огня, вследствие которого откроется больше гуманитарных коридоров. Мирные же переговоры с РФ, по его прогнозу, могут продолжаться по меньшей мере еще нескольких недель, несмотря на определенные сдвиги.
В свою очередь, комментируя происходящее на переговорном направлении, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров констатировал, что США «держат за руку» украинскую делегацию и не позволяют соглашаться на минимальные требования РФ. Как он уточнил, российская сторона всегда выступала за дипломатическое решение любых проблем. И по ходу боевых действий, когда Владимир Зеленский предложил переговорный процесс, президент РФ Владимир Путин согласился, и переговоры стартовали. «Хотя украинская делегация по большому счету начала их с отбывания номера, как говорится, но потом какой-то диалог наладился», – рассказал Лавров, выступив в субботу на финальных мероприятиях международного конкурса «Лидеры России». «Но тем не менее процесс идет», – резюмировал министр.
Как уточнил накануне глава российской делегации на переговорах, помощник президента РФ Владимир Мединский, по теме нейтрального статуса Украины и ее отказа от вступления в НАТО Москва и Киев максимально сблизили позиции. Вместе с тем имеются нюансы, связанные с гарантиями безопасности, которые «получает Украина дополнительно к имеющимся в случае отказа от вступления в блок НАТО», разъяснил Мединский.
«Пока диалог сторон продвигается волнообразно, и периодически наблюдается ужесточение риторики Киева», – сказал «НГ» ведущий эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ) Олег Неменский. По его мнению, на реальные уступки в переговорах киевское руководство сможет пойти лишь при согласии западных партнеров и в случае кардинального перелома в военной операции. Пока же ВСУ контролирует свыше половины территории страны, а потому более актуальны переговоры по гуманитарным вопросам: вроде создания гуманитарных коридоров, прохода гуманитарных колонн и спасения памятников культуры. Тогда как переговоры о послевоенном обустройстве Украины фактически еще не начинались, определил ведущий эксперт РИСИ.
Между тем, как известил министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу в воскресном интервью газете Hürriyet, позиции России и Украины в ходе переговорного процесса сблизились по ряду критических вопросов, но некоторые из них необходимо решить на высшем уровне. В этой связи Анкара предлагает провести трехстороннюю встречу президентов России, Украины и Турции – Владимира Путина, Владимира Зеленского и Реджепа Тайипа Эрдогана. И в принципе ни одна сторона не возражает против такой встречи в Турции – аналогичной той, что уже была проведена 10 марта в Анталье на уровне трех министров иностранных дел. Правда, некоторые другие государства тоже предлагают свое содействие. «В конце концов важно, чтобы они (президенты) встретились, будь то в Турции или в другой стране», – заключил. Чавушоглу.
На днях о готовности Швейцарии сыграть роль посредника за кулисами или принять у себя переговоры также объявил президент конфедерации Иньяцио Кассис.