Владимир Мединский утверждает, что Украина согласилась выполнить требования Москвы. Кадр из видео со страницы Владимира Мединского в Telegram
Стамбульский саммит, взорвавший во вторник российский интернет, оказался не началом сдачи Россией своих позиций, как показалось многим россиянам после заявлений Владимира Мединского, а началом реального диалога Москвы и Киева. Это следует из объяснения главы российской делегации на переговорах уже в среду. Главная поправка к первоначальному комментарию относится к Крыму и Донбассу, переговоры по которым Украина предложила провести на уровне президентов двух стран. По уточнению Мединского, позиция России по Крыму и Донбассу остается неизменной. А переговоры продолжаются. По уточнению Минобороны РФ: активизация на керченском и киевском направлениях остановлена потому, что идет передислокация войск.
В среду главным информационным событием в РФ стало разъяснение главы российской делегации на переговорах с Украиной, помощника президента Владимира Мединского. Интерес к его выступлению по телевидению если и не превысил, то сравнялся в рейтинге с событиями в Донбассе. Дело в том, что во вторник Мединский так пересказал суть переговоров, прошедших в Стамбуле, что слушатели и зрители сделали вывод: Россия сдает позиции. Во-первых, снижает активность на киевском и черниговском направлениях, во-вторых вроде собирается обсуждать, да еще на уровне президентов двух стран, вопросы Крыма и Донбасса.
Но, как следовало в среду из разъяснений Владимира Мединского, позиция РФ по Крыму и Донбассу неизменна. Более того, Украина, по словам главы российской делегации, согласилась выполнить те требования, на которых Россия настаивала. И если они будут исполнены, то угроза создания плацдарма НАТО на территории этой страны будет ликвидирована.
«Украина заявила о готовности выполнить те принципиальные требования, на которых на протяжении всех последних лет Россия настаивала. Если эти обязательства будут выполнены, то угроза создания на украинской территории натовского плацдарма будет ликвидирована», – сказал Мединский в эфире телеканала «Россия 24».
Он добавил, что эти тезисы Украина сформулировала в письменном виде и представила российской делегации на переговорах в Стамбуле во вторник.
«Они передали нам зафиксированные на бумаге принципы возможного будущего соглашения. Эти принципы предусматривают: отказ от вступления в НАТО, фиксацию внеблокового статуса Украины, отказ от ядерного оружия, а также владения, приобретения и разработки других видов оружия массового поражения, отказ от размещения иностранных военных баз и военных контингентов, обязательство проводить военные учения с участием иностранных вооруженных сил только по согласованию с государствами-гарантами, в числе которых будет и Россия», – уточнил Владимир Мединский. При этом он подчеркнул, что Украина «впервые за все предшествующие годы заявила о готовности договариваться с Россией».
«Я хочу отдельно подчеркнуть, что принципиальная позиция нашей страны в отношении Крыма и Донбасса остается неизменной», – заявил Мединский. По его словам, «работа продолжается, переговоры продолжаются».
Напомним, 24 февраля президент РФ Владимир Путин объявил о начале специальной военной операции на Украине. В ответ страны Запада ввели против России масштабные санкции. 28 февраля начались переговоры между представителями России и Украины.
29 марта в Стамбуле прошел очередной раунд переговоров. По его итогам замминистра обороны РФ Александр Фомин заявил, что «переговоры по подготовке договора о нейтралитете и безъядерном статусе Украины, а также о предоставлении Украине гарантий безопасности переходят в практическую плоскость». В связи с этим, по его словам, принято решение кардинально сократить военную активность на киевском и черниговском направлениях. Хотя Мединский отметил, что это не отменяет прекращения огня. Он также сообщил, что встреча президентов России и Украины возможна после подготовки договора и одновременно с его парафированием.
В среду акценты были расставлены несколько иначе. Кроме того, Минобороны РФ заявило, что на керченском и киевском направлении активизация остановлена потому, что там идет передислокация войск. И еще: первый этап спецоперации завершен, сделано все, чтобы Донбасс был освобожден. Но теперь не известно, как на это отреагирует Киев.
Позитивным же моментом прошедшего накануне в Стамбуле очного раунда российско-украинских переговоров стало то, что представители Киева по крайней мере начали формулировать и излагать на бумаге свои предложения. Об этом заявил в среду пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. В остальном же, отметил он, каких-то прорывов пока не наблюдалось.
И теперь одни наблюдатели объявляют неуместной подобную заботу о тех, кто отдает в Киеве приказы о продолжении активных действий ВСУ в Донбассе. А другие их коллеги напоминают в ответ, что в условиях продолжающейся военной операции было необходимо как-то поощрить за начало практической работы украинских переговорщиков, один из которых Денис Киреев ранее был в СБУ.
Кстати, как оценил в последующем комментарии в Telegram-канале член киевской делегации, советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк, представленный в Стамбуле проект Договора о гарантиях безопасности Украины способен стать действенным инструментом для защиты ее территории и суверенитета – при участии ряда стран-гарантов. Таким образом, Украина становится инициатором формирования новой модели глобальной безопасности, констатировал Подоляк. И поставил в заслугу киевской делегации возвращение в переговорную повестку вопроса о статусе Крыма, против чего в Стамбуле, а затем в среду и в Москве высказался Мединский. А также и Дмитрий Песков.
Собственную конструкцию безопасности представил на заседании Совета безопасности постоянный представитель Украины при ООН Сергей Кислица. Как он объявил, соглашение о гарантиях безопасности может быть подписано лишь после отвода всех российских вооруженных формирований. Причем хотя, по его признанию, переговоры в Стамбуле показали, что Россия готова к движению вперед – сторонам еще предстоит долгий путь к всеобъемлющей деэскалации.
Впрочем, как отметил «НГ» директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов, отвод войск до подписания соглашения маловероятен. «Представители России заявили в Стамбуле о снижении при определенных условиях интенсивности действий войск на отдельных направлениях. Эта тактика заявлена, уже используется и, вероятно, будет использоваться в будущем», – указал Орлов. Также, прокомментировав дискуссию о том, не излишне ли много Москва сразу сделала уступок представителям Киева за представленные ими письменные предложения, он отметил, что занятую представителями РФ на переговорах в Стамбуле позицию нельзя назвать «уступкой». Скорее речь идет о поощрении Украины к тем или иным действиям, в которых Москва заинтересована, определил эксперт. По его оценке, сроки подписания будущих итоговых документов зависят прежде всего от динамики позиции украинской стороны по Крыму и Донбассу. Вероятно, процесс согласования займет не более 2–3 недель, предположил директор АПЭК.
Между тем вопрос о поощрениях показался интересным также с учетом участия в стамбульском раунде известного предпринимателя Романа Абрамовича, который, по информации представителей РФ, не являлся членом ни одной из делегаций, но способствовал продвижению взаимодействия сторон. Причем подумать о вероятной новой стороне деятельности миллиардера неожиданно побудил пример Китая, куда министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, к слову, прибыл для участия в третьей министерской конференции стран – соседей Афганистана, намеченной на 31 марта в городе Туньси. Официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь сообщил, что Пекин готов сыграть конструктивную роль в продвижении российско-украинских переговоров. И намерен оказывать содействие процессу урегулирования, «придерживаясь собственных методов», отметил дипломат.
Однако, что подразумевают упомянутые «особые методы»? И не означает ли это, что Пекин предполагает составить конкуренцию в посреднической миссии, к примеру, той же Турции или Израилю?
Китай неоднократно заявлял, что готов участвовать в оказании гуманитарной помощи и прийти в качестве одного из серьезных инвесторов для восстановления украинского хозяйства после преодоления острой фазы конфликта, пояснил «НГ» заведующий отделением востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов. Правда, после негативного опыта с украинской компанией «Мотор Сич», которая буквально кинула инвесторов из КНР и заблокировала их активы, в Китае будут подходить крайне аккуратно к таким вопросам. Кроме того, Украина важна с точки зрения транспортных коридоров в Европу. И в случае успешного урегулирования Китай может поучаствовать в прокладке дорог, строительстве складов и других объектов на украинской территории. И здесь многое будет зависеть от того, как быстро ситуация перейдет в спокойную стадию. Но говорить о том, что Пекин может присоединиться к переговорам в качестве третьей стороны, не приходится, сказал Маслов.
При этом он согласился с тем, что возможное участие Китая в восстановлении разрушенных объектов и строительстве новых инфраструктурных сооружений способно послужить «пряником», дополнительным привлекающим стимулом для Украины, в которую сегодня приходит крайне мало инвесторов, так как они не чувствуют себя в безопасности. Тогда как в отношении ДНР и ЛНР, признанных РФ, пока подобных устремлений не просматривалось. И если, скажем, взять пример Крыма, то Китай официально и неофициально не участвовал в крымских проектах, заключил зав. отделением востоковедения НИУ ВШЭ.
В принципе, допустил Дмитрий Орлов, к переговорам могут привлекаться различные игроки, в том числе Китай. Однако Россия, вероятно, не примет посредничества, которое так или иначе ограничивало бы ее интересы на переговорах.