Вэй Фэнхэ обсудил ситуацию в Центральной Азии с президентом Туркменистана Сердаром Бердымухамедовым. Фото с сайта www.mod.gov.cn |
Визит министра обороны Китая в Казахстан и Туркменистан в первую очередь стоит рассматривать в контексте событий вокруг Украины, а точнее – санкционной политики стран Запада против России.
Конечно, ситуация, в которой находится Китай, далеко не зеркальна той, в которой оказалась Россия, но принципиальный момент – применение глобальных санкций в ответ на силовые действия – заставляет Китай просчитывать заранее все возможные последствия потенциального конфликта с Тайванем.
Казахстан и Туркменистан – стратегически важные партнеры Китая, особенно в энергетической сфере. Поэтому, как считают эксперты, китайский генерал приехал удостовериться в их устойчивости возможному давлению, в первую очередь со стороны администрации США.
«Китайские власти хотят удостовериться, что при всех вариантах развития событий поставки газа из Туркменистана будут сохранены и Ашхабад не поддастся на давление, которое, безусловно, последует. Китайские власти примеряют на себя концепцию всеохватных санкций, которые были применены к России, и прекрасно понимают, что в случае эскалации событий вокруг Тайваня США начнут давление на поставщиков критически важного сырья – газа в контексте Туркменистана. И заранее зондируют степень устойчивости своих партнеров к такому давлению», – сказал «НГ» эксперт по Центральной Азии Сердар Айтаков. С другой стороны, по его мнению, эта ситуация становится серьезным вызовом для туркменских властей и их политики «позитивного нейтралитета». Если ранее подобные вызовы были связаны с дихотомией Россия–Запад, то сейчас не менее, а может быть, и более серьезный вызов формируется по линии противостояния Китая и США.
Министр обороны Китая Вэй Фэнхэ по прибытии в Нур-Султан и Ашхабад выступил против иностранного вмешательства в дела Казахстана и Туркменистана: «Китай решительно выступает против подстрекательства внешними силами к цветной революции в Казахстане и Туркменистане и призывает проявлять бдительность в отношении некоторых крупных держав, вмешивающихся в дела Центральной Азии с целью нарушения и подрыва региональной безопасности».
Китай, по его словам, поддерживает казахстанскую сторону в принятии решительных мер по обеспечению национальной безопасности и социальной стабильности и призывает к проявлению бдительности в отношении вмешательства некоторых крупных держав в дела Центральной Азии с целью нарушения и подрыва региональной стабильности. Глава оборонного ведомства Китая заявил, что НОАК готова продолжать расширять сферы сотрудничества с казахстанской стороной и углублять отношения между армиями двух стран. Вэй Фэнхэ подтвердил готовность к дальнейшему развитию тесной кооперации в этой области. По его мнению, прогрессу в данном направлении во многом способствуют проводимые в Казахстане масштабные преобразования, нацеленные на повышение потенциала вооруженных сил и укрепление обороноспособности страны. Китайский министр дал высокую оценку внутренней и внешней политики Казахстана.
С президентом Туркменистана Сердаром Бердымухамедовым Вэй Фэнхэ обсудил вопросы сотрудничества в различных сферах, отметив, что Пекин является одним из крупнейших торговых партнеров Ашхабада, сообщается на сайте Минобороны КНР. Министр отметил, что в КНР обучается более 1400 туркменских студентов. Фэнхэ выразил надежду на укрепление практического взаимодействия между армиями двух стран в области военно-технического оснащения и подготовки личного состава, а также заявил, что Китай поддерживает нейтральный статус Туркменистана и выступает решительно против внешнего вмешательства в его внутренние дела.
Ситуация в Украине, а также в Афганистане обсуждалась на переговорах Фэнхэ с министром обороны Туркменистана Бегенчем Гундогдыевым. Главы оборонных ведомств договорились поддерживать стратегическую коммуникацию, улучшать подготовку кадров и укреплять сотрудничество в области борьбы с терроризмом и военно-технического оснащения.
«Визит министра обороны Китая интересен по двум направлениям. Во-первых, на фоне происходящего в мире и общей угрозы большой войны Китаю важно понять ситуацию в Центральной Азии с точки зрения безопасности для себя, устойчивость режимов, позиции Туркменистана и Казахстана, возможно, и других стран. Это зондаж обстановки. Во-вторых, укрепление безопасности Туркменистана обеспечит стабильность китайских проектов с Ашхабадом: от транзита нефти и газа до инфраструктурных и экономических проектов», – сказал «НГ» эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Александр Князев.
Эксперт также не исключает, что Китаю интересно развивать военно-техническое сотрудничество. Центральная Азия, в частности Туркменистан, может стать перспективным рынком сбыта. Если в Казахстане, Узбекистане, Киргизии и Таджикистане в этой сфере доминирует Россия, то у Туркменистана военно-техническое сотрудничество давно дифференцировано», – отметил Князев. По его мнению, Китай также может воспользоваться наложенными на Россию санкциями в военной сфере и занять его нишу для поставок своего вооружения и своей военной техники и обучения соответствующих специалистов.
Напомним, ранее министр иностранных дел Китая Ван И гарантировал Туркменистану, Таджикистану и Узбекистану «традиционную и нетрадиционную» защиту государственной безопасности». В августе прошлого года он посетил эти три страны. Дестабилизация хотя бы одной из стран Центральной Азии создаст Китаю, точнее его инициативе «Один пояс – один путь», большие проблемы. Укрепление военных связей – это продолжение обещанной Ашхабаду китайской политики «традиционного и нетрадиционного» сотрудничества для защиты госбезопасности Туркменистана.