В прошлом учебном году украинские школьники еще не испытывали проблем с экипировкой. Фото с сайта www.kyivcity.gov.ua
Как предупредили в украинских СМИ, школьную экипировку к учебному году лучше приобрести заранее. Уже сейчас она стоит свыше 5 тыс. грн, а далее будет еще дороже. По оценке главы Минфина Украины Сергея Марченко, инфляция достигла 22,2%. Хотя он счел эту цифру не катастрофичной для страны, где идут боевые действия. Между тем одной из их причин стали решения Киева в отношении русского и русскоговорящего населения. В руководстве комитета Госдумы РФ обеспокоились из-за нынешних правил, при которых преподавание русского языка в украинских школах не запретят, но и не допустят.
В условиях военных действий украинская образовательная система, видимо, подойдет к старту предстоящего учебного года 1 сентября с множеством неизвестных. Пока одной из самых очевидных составляющих представляются траты на подготовку к новому школьному сезону. Понятно, что они окажутся весьма затратными. В целом, по данным социологических исследований, на экипировку одного школьника понадобится свыше 5 тыс. грн (1 гривна – 1,67 руб.). Одеть мальчика можно будет примерно за 1300–1600 грн. В эту сумму войдут брюки (500 грн), две рубашки (по 200 гривен), туфли (300), спортивный костюм (290) и кроссовки (270). Брендовые вещи и одежда из натуральной ткани будут стоить дороже. Более дорогим окажется и комплект для девочки – примерно 2000 грн. При этом на необходимый набор канцтоваров уйдет еще примерно 3335 грн. Хотя на рынке его можно приобрести подешевле. Самый весомый пункт – рюкзак (400–600 грн) – можно заменить на б/у (200).
В своих рекомендациях по поводу того, как снизить общую стоимость покупок, стилист Росина Трач также предложила сделать оптовый заказ на форму для нескольких классов или использовать одежду от выросших старшеклассников. Еще важно закупить все заранее, так как в период учебы цены в магазинах значительно вырастут.
Как сообщил в обнародованном в понедельник интервью министр финансов Украины Сергей Марченко, инфляция уже достигла 22,2%. Конечно, это высокий уровень. «Если сравнивать с другими странами – Европой, США, где инфляция приближается к 10-процентным показателям, то наша инфляция в 22,2% не является такой критической. То есть это не инфляция, которая могла быть в стране, которая воюет», – отметил министр. По его словам, в любом случае Минфин не может остановить выплаты военным, а потому рассчитывает на поддержку Нацбанка Украины.
В условиях военных действий одним из первоочередных, конечно, становится вопрос о безопасности детей. В связи с чем многие родители также высказались за организацию обучения в дистанционном режиме. В то же время и проведение занятий в очном режиме разрешат лишь при наличии в школьных учреждениях обустроенных укрытий для пребывания детей во время воздушной тревоги. Как пояснил в ходе телемарафона 21 июля министр внутренних дел Украины Денис Монастырский, это должны быть подвальные или полуподвальные помещения с защитным устройством, светом и туалетом.
Наряду с прочим не прояснен пока и ряд вопросов, связанных с содержанием самого обучения. Одними из самых острых из них остаются вопросы о преподавании русского языка и литературы в украинском государстве, значительную часть населения которого составляют русские и русскоговорящие люди.
Ранее омбудсмен по образованию Сергей Горбачев уже заявил журналистам, что без изучения в школах русской литературы сейчас можно обойтись. «Пусть такая литература отдохнет, пока идет война. После победы можно вернуться к этому вопросу и посмотреть, какие произведения российских авторов можно возвращать в программы», – заявил омбудсмен. При этом он не против того, чтобы те, кто считают себя этническими русскими, изучали русский язык. Как пояснил Горбачев, законодательство гарантирует людям, принадлежащим к национальным меньшинствам Украины, право на обучение в коммунальных учреждениях образования, наряду с госязыком, также на родном языке.
А потому заинтересованные в этом родители могут обратиться в школу с просьбой о том, чтобы их ребенок изучал в школе русский язык. И если весь родительский коллектив это предложение поддержит, следует организовать преподавание русского языка. Хотя он и является языком недружественной страны, надо «идти по действующему законодательству», сформулировал омбудсмен.
Впрочем, очевидно, что в нынешних обстоятельствах этот вопрос будет определяться не законом, а в том числе настроениями руководителей на местах. К примеру, как известил в конце июля советник председателя Львовской областной военной администрации Олег Радик, власти региона уже решили закрыть классы с русским языком обучения в школах. Хотя точные данные станут известны к 5 сентября, когда все школьные учреждения подадут отчетность в Единую государственную электронную базу по вопросам образования, уточнил Радик.
Разумеется, подобный произвольный подход в решении вопросов о том, какому предмету следует «отдохнуть», создает дополнительную основу для общественной напряженности. Ранее против него также выступили представители Донбасса, что и послужило одной из причин многолетнего военного противостояния. Неслучайно заявленные планы обеспокоили в том числе руководство профильного комитета Госдумы России.
Комментируя слова украинского омбудсмена о том, что родители, считающие себя этнически русскими, вправе обратиться с просьбой об обучении их ребенка на родном языке, первый зампред комитета по просвещению Госдумы РФ Яна Лантратова заметила «НГ», что такая ситуация заведомо чревата ущемлением прав русскоговорящего населения Украины. «В условиях военной спецоперации РФ и пропаганды киевских властей многие люди просто побоятся заявить о своем желании изучать русский язык. Да и не факт, что их просьбы будут в итоге удовлетворены – ответят, что не набралась группа или в школе не нашлось соответствующего учителя», – констатировала Лантратова. «Вместо поиска компромиссов в Киеве сразу рубят сплеча – сносят памятники, переписывают учебники истории, запрещают неугодный язык и т.д. Это безусловно усложняет достижение межнационального взаимопонимания в украинском государстве, отсутствие которого стало одной из ключевых причин многолетнего конфликта с Донбассом», – определила парламентарий.
Ее поддержала и коллега, заместитель председателя комитета по просвещению ГД РФ Ирина Ивенских. Как она подчеркнула, еще в 2017 году, когда парламент Украины принял новую редакцию закона «Об образовании», подписанную в сентябре 2020 года президентом Украины Владимиром Зеленским, которым предусматривалось поэтапное запрещение использования в образовательной системе русского языка, российские парламентарии высказались против заявленных решений. И в частности, указали на то, что новый документ не соответствует принципам и нормам Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвенции ООН о правах ребенка и другим международным соглашениям. «Отказ от русского языка и литературы в школьной программе – это гуманитарная катастрофа. Ведь огромное количество жителей Украины говорят, читают и думают на русском. И очевидно, подобное решение ни к чему хорошему не приведет», – заключила в комментарии для «НГ» Ирина Ивенских.