Владимир Зеленский: «Мы всегда чувствовали, что Британия вместе с Украиной». Фото с сайта www.president.gov.ua
Посольство Украины в Лондоне уже начало готовить визит в Киев нового премьера Британии Лиз Трасс, ранее пообещавшей совершить первую зарубежную поездку в Киев. Украинский президент Владимир Зеленский накануне поблагодарил за поддержку экс-премьера Бориса Джонсона и выразил надежду на успешное сотрудничество с его преемницей. Тем более что та, по его определению, всегда находилась на светлой стороне европейской политики. При этом киевские аналитики предположили, что Трасс окажется Джонсоном вдвойне. Тогда как российские эксперты исключили вероятность некоего усиления лондонского курса из-за ограниченности внутренних, в том числе экономических ресурсов.
Посол Украины в Великобритании Вадим Пристайко сообщил в ходе информационного телемарафона о начале подготовки визита в Киев нового премьера Великобритании.
Напомним, 5 сентября министра иностранных дел Великобритании Элизабет Трасс избрали новым лидером правящей Консервативной партии. И уже во вторник предстояло завершить официальную процедуру передачи власти от предшественника Бориса Джонсона.
Сразу по ее завершению, как предположил Пристайко, «последует звонок и договоренности о визите Лиз Трасс не заставят себя ждать». Со своей стороны, киевские дипломаты уже начали готовить и предстоящий разговор с президентом Украины Владимиром Зеленским, и предполагаемую поездку Лиз Трасс в Киев. Причем, по словам Пристайко, британское общество единодушно во мнении, что Россия должна проиграть в военном противостоянии с Украиной. С этой точки зрения предвыборное заявление Трасс о готовности применить ядерное оружие в случае необходимости стало предупреждением для России, пояснил дипломат. И добавил: «Она расставила все точки над i. Россия получила мощный сигнал».
Накануне в очередном видеообращении президент Владимир Зеленский рассказал, что пообщался с уходящим премьером и поблагодарил его за содействие. «Хочу подчеркнуть: и до 24 февраля мы всегда чувствовали, что Британия вместе с Украиной. Нам за несколько лет действительно удалось вывести украинско-британские отношения на самый высокий уровень за все время нашей независимости. Это беспрецедентно высокий уровень. Мы подписали очень амбициозное соглашение о политическом сотрудничестве, свободной торговле и стратегическом партнерстве… Мы начали программу обновления украинского флота. И сейчас, во время полномасштабного конфликта, договорились о конкретном участии Британии в программе восстановления Украины после боевых действий», – рассказал Зеленский. Он также заявил, что с нетерпением ожидает сотрудничества с новым премьер-министром Лиз Трасс, которая «всегда была на светлой стороне европейской политики». И выразил уверенность в сохранении единства двух стран – для защиты своих народов и «провала всех российских деструктивных усилий».
Украинские наблюдатели также оптимистично прокомментировали смену первых лиц на британском Олимпе. В частности, эксперт Совета внешней политики «Украинская призма» Александр Краев отметил в комментарии для УНИАН (украинское информагентство заблокировано Роскомнадзором. – «НГ»), что премьерство Лиз Трасс будет подразумевать «Джонсона, умноженного на два». В своей инаугурационной речи новый премьер уже подтвердила, что является последовательницей политики Бориса Джонсона. И к тому же в период пребывания на посту министра иностранных дел Британии сама Лиз Трасс много внимания уделяла проблематике поддержки Украины, аргументировал Краев. В этой связи он тоже выразил надежду на то, что «высокий уровень и качество отношений между Соединенным Королевством и Украиной будут сохранены». Практически же, по его определению, это может выразиться как в выполнении предыдущих обещаний Трасс о продолжении активных поставок вооружения для Киева, так и в том, что она «начнет закручивать россиянам гайки еще круче, чем предыдущий премьер-министр». Давление британцев на российскую сторону будет только усиливаться.
Впрочем, насколько оправданны подобные ожидания? И не войдут ли они в противоречие с британскими реалиями?
Как ответила «НГ» руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН Елена Ананьева, в том, что новый британский премьер продемонстрирует намерение поддержать Украину в соответствии с политикой Консервативной партии, сомнений не возникает. Другой вопрос – насколько Лиз Трасс сможет осуществить свои устремления, учитывая сегодняшнюю экономическую ситуацию в Британии. В частности, в предвыборной кампании она пообещала снизить налоги и заморозить счета на электричество. Но для покрытия разницы между рыночной ценой и счетами для британских граждан государство будет предоставлять субсидии компаниям, а им затем предстоит возвратить эти суммы, распределяя по тем же счетам рядовых потребителей в течение 10 лет, напомнила Ананьева.
В свою очередь, комментируя для «НГ» надежды представителей Киева на то, что Лиз Трасс станет «Джонсоном вдвойне», доцент департамента зарубежного регионоведения, научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) НИУ ВШЭ Сергей Шеин назвал их небеспочвенными. Как он подчеркнул, в качестве министра иностранных дел Лиз Трасс бывала в Украине и участвовала в формировании политики правительства Джонсона, направленной на поддержку Киева. При этом британские консерваторы убеждены в правильности такой политики. А потому никаких новаций в плане создания площадок для диалога с Россией или смягчения курса Лондона в отношении Москвы ожидать не стоит, оговорил Шеин. Но в то же время, продолжил он, вряд ли имеется потенциал и для усиления соответствующей политики. Этому препятствуют внутренние ограничители, прежде всего экономические. Так, в стране наблюдается рекордная инфляция (по данным Национальной статистической службы (ONS), инфляционные показатели в Британии впервые с 1982 года превысили 10%. – «НГ»), и прогнозируется, что подобная ситуация может продлиться до 2025 года. Понятно, здесь проблемы обусловлены не только украинским кризисом, речь идет и о брекзите, также оказавшем влияние на миграционные потоки и на поставки товаров в Британию. Не случайно в предвыборной кампании, определяющей для Лиз Трасс, как и для ее соперника – бывшего канцлера Казначейства (министра финансов) Риши Сунака – стала именно экономическая проблематика. Помимо экономики очевидно, также много внимания будет уделено непростым вопросам, связанным с Шотландией и Северной Ирландией и, конечно же, переговорам с ЕС по североирландскому протоколу, в связи с чем вероятны новые противоречия с евросообществом. В подобных обстоятельствах тема России и Украины останется в британской повестке, но ресурсов для усиления политики в указанных направлениях не будет, подчеркнул эксперт.
Тогда как нашумевшее заявление о готовности применить ядерное оружие, по его мнению, изначально выглядело риторическим. В качестве кандидата Лиз Трасс нужно было произвести впечатления на партийных активистов, которые обычно отличаются более правыми взглядами в сравнении с представителями парламентской фракции или рядовыми избирателями, а потому предпочитают более жесткие, в том числе антимиграционные и антиевропейские высказывания. При этом сама Трасс вряд ли рассчитывает реализовать некую самостоятельную политику, направленную на формирование глобальной Британии. И видимо, предполагает сделать упор на продолжение союзничества с США и поддержание западного антироссийского лагеря с сохранением в нем значимой роли Британии, резюмировал Шеин.
Однако с учетом обозначенных практических приоритетов следует ли все же ожидать первоочередного незамедлительного визита Лиз Трасс в Киев?
По словам Елены Ананьевой, видимо, заявленный визит состоится, когда позволит время. Но для начала премьеру предстоит сформировать новое правительство, указала руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН.
С одной стороны, было бы естественно отправиться в Киев после определения хотя бы ключевых членов будущего кабинета, но с другой – в Киеве ожидают подтверждений продолжения политики Лондона. Так что там, вероятно, постараются принять компромиссное решение, допустил Сергей Шеин. Хотя более логичным для нового премьера Британии было бы сначала встретиться с президентом США Джозефом Байденом, чтобы сверить общие часы, сформулировал доцент департамента зарубежного регионоведения, научный сотрудник ЦКЕМИ НИУ ВШЭ.