Николай Карпенков: «Наши оппоненты обезумели». Фото с сайта www.mvd.gov.by
Независимые исследователи сообщают, что действия России в Украине поддерживает все больше граждан Белоруссии. Представители оппозиции не могут объяснить эти данные и ставят их под сомнение. В свою очередь, провластные социологи отмечают, что в последнее время люди боятся высказывать свое мнение. На этом фоне риторика официальных лиц ужесточается. Так, командующий внутренними войсками заявляет о том, что противников власти надо убивать как «бешеных псов».
Данные социологического исследования Белорусской аналитической мастерской профессора Андрея Вардомацкого, которое он представил на Международном конгрессе исследователей Белоруссии в Каунасе, шокировали представителей оппозиции. Социолог сообщил, что если в марте этого года против использования Российской армией территории Белоруссии и ее военной инфраструктуры для действий в Украине высказались 61,8% опрошенных, то в сентябре – лишь 51,4%. Если в мае 2022 года Украине сочувствовали 50,3% респондентов, то в сентябре только 33,9%. Зато России теперь сочувствуют 32%. В мае таких было 21,1%. Полностью одобряют и скорее одобряют действия России 21,1 и 20,3% опрошенных соответственно.
Сам Андрей Вардомацкий, презентуя исследование, заявил: «Это, кажется, самые тяжелые данные, которые я когда-либо сообщал в своей жизни. Если раньше я говорил, подытоживая данные, про эхо «русского мира», проникновение «русского мира», то сейчас происходит наступление «русского мира».
Коллег Вардомацкого эти данные озадачили. Так, старший исследователь Центра новых идей, экс-директор Института социологии НАН Беларуси Геннадий Коршунов заявил интернет-ресурсу «Зеркало»: «Удивляет отсутствие объяснения полученных данных. Даны голые цифры, и на презентации было сказано, что на мнения людей повлиял медийный фон. А ведь если делать такие выводы, их нужно подкреплять данными. Например, цифрами о том, что выросло количество тех, кто смотрит российское ТВ, или уменьшилось – тех, кто получает информацию из независимых СМИ, или еще что-то. Тут же озвучены просто какие-то проценты, но их объяснения нет, а там, где есть, оно не обосновано другими цифрами».
Эксперт также отметил: «Еще один важный аспект – то, что результаты исследования мастерской Вардомацкого не соотносятся с опросами других социологов. Например, в июньском и августовском исследованиях Chatham House прослеживалась четкая тенденция: поддержка действий России среди белорусов медленно, но снижалась. Рыгор Астапеня фиксировал это словосочетанием «плавление поддержки». А тут вдруг рост. Откуда? Ранее тенденция была четкая, и чтобы ее сломать, должно было что-то произойти. Что произошло? Неясно. Поэтому есть вопросы. Когда мы получаем такой взрыв в данных, это надо анализировать и давать уже с объяснением, здесь же этого нет».
Между тем буквально параллельно с этой полемикой и независимо от нее интересное заявление сделал абсолютно лояльный действующей власти социолог. Директор государственного Белорусского института стратегических исследований Олег Макаров в комментарии телеканалу ОНТ заявил: «Общество стало более закрытым. И в связи с этим именно поэтому нужна качественная социология и нужна качественная наука, качественные интерпретации. Люди стали более осторожны, люди стали более сдержанны в оценках.
Действия по санации информационного поля привели к тому, что параллельно с положительными, позитивными эффектами мы также перестали видеть какие-то нюансы, которые связаны с общественным мнением. Поэтому нужны специальные меры, специальные методы, наука – социология в первую очередь, которая сможет интерпретировать настроения общества».
Государственное телевидение Белоруссии действительно транслирует все более жесткую и безальтернативную, как скажут социологи, формирующую позицию представителей власти. И в частности, в оценке лидеров оппозиции.
На днях в эфире телеканала СТВ ведущий программы Григорий Азаренок поинтересовался у заместителя министра внутренних дел, командующего внутренними войсками Николая Карпенкова: «Изначально такими были наши оппоненты или они за рубежом под командой спецслужб западных просто деградировали до откровенных нацистов и сумасшедших?»
И получил ответ: «Они обезумели и деградировали на фоне всего того, что происходит. От них все больше и больше требуется каких-то словесных бравад, подвигов. И они все больше и больше себя в этом деле, в этом безумии превосходят. Бесовщина, реально. Ведь все символы, которые там есть, сатанинские. И в них настолько вселился дьявол, что… Вот есть фильм «Бешеные псы». Реально бешеные псы, которые заслуживают только одного – смерти».
Политолог Павел Усов в своем Telegram-канале, комментируя это заявление, также прибег к «демонологии». Эксперт заявил: «Регулярные эпатажно-истерические заявления Карпенкова и других о белорусской оппозиции говорят о том, что в окружении Лукашенко сформировался блок даже не «ястребов», а «демонов». Этот блок сегодня, по-видимому, достаточно многочисленный и влиятельный. По всей видимости, ключевая опора и ресурс «демонов» – это немалая рейдерская ударная группа – ГУБОБиК (Главное управление по борьбе с организованной преступностью), КГБ, ССО (Силы специальных операций Республики Беларусь), которая консолидировалась за период репрессий и стала, по сути, «элитарной».
Вся эта прослойка уже даже не «пролукашенковская», не «прогосударственная», а скорее «прорежимная», то есть она поддерживает только репрессивный порядок и служит ему. И поддерживают они Лукашенко, обслуживают его только потому, что он не выходит из этого порядка и является его частью. Думаю, что постепенно у «демонов» будет формироваться убежденность, что этот порядок сможет существовать и без Лукашенко».