Соратник Светланы Тихановской Павел Латушко призвал Запад перейти к жестким мерам по отношению к властям Белоруссии. Фото с сайта www.tsikhanouskaya.org
Международная организация труда 8 ноября рассмотрит документ, который призывает Александра Лукашенко освободить находящихся в заключении профсоюзных активистов. Однако соратники последних заявляют, что пора переходить к гораздо более жестким мерам в отношении властей Белоруссии. Аналогичный призыв содержится в открытом обращении к Западу представителя Объединенного переходного кабинета (ОПК) Павла Латушко. Эти заявления звучат на фоне скандального ухода из кабинета другого его участника – ответственной за финансовое и экономическое направления Татьяны Зарецкой.
Конференция Международной организации труда может рассмотреть санкционные меры против Белоруссии в июне 2023 года. Такой пункт содержится в проекте документа, который МОТ собирается рассмотреть 8 ноября. Минску дается срок до марта 2023 года. Власти должны ответить на «настоятельный призыв немедленно освободить» членов независимых профсоюзов и снять с них все обвинения.
Между тем их соратник, активист забастовочного движения Артем Черников в Telegram-канале «Баста!» так комментировал это решение: «Безусловно, то, что вопрос о белорусских рабочих снова на повестке дня в столь масштабной организации, как МОТ, говорит, что про нас не забыли, но стоит вспомнить, что такие предупреждения режиму Лукашенко летят уже третий год. В это время наши коллеги вынуждены сидеть за решеткой в ожидании очередной конференции, где проявят «глубокую озабоченность» проблемой Беларуси».
Активист считает, что давление необходимо ужесточить. Он отмечает: «В то время, когда в нашей стране тысячи политзаключенных, по данным МОТ, в Беларуси арестованы или ограничены в свободе всего 23 члена профсоюзов. МОТ должна учитывать не только членов профсоюзов, а тысячи политзаключенных, среди которых большинство трудящихся. Обменять 23 человека за снятие санкций – любимое дело диктатора, которое он проворачивает после каждых своих политических поражений. Давно пора перестать жить иллюзиями. Пока Лукашенко у власти, репрессии не прекратятся. Необходимо поставить ему более жесткие условия – освобождение всех политзаключенных и мирная передача власти».
Характерно, что почти одновременно с подобными призывами выступил представитель Объединенного переходного кабинета Светланы Тихановской по вопросам транзита власти Павел Латушко в своем «открытом обращении к политикам стран Запада». Оно было зачитано им на собственном YouTube-канале. Политик заявляет: «В Беларуси есть такое выражение «дна нет». Мы используем его, когда в стране происходит что-то, что еще вчера было немыслимо. Услышьте меня: сегодня в Беларуси дна нет. Нет ничего, на что Лукашенко не был бы готов и способен пойти, чтобы остаться у власти. И какой бы глубокой ни была ваша озабоченность, она никогда не найдет и не достигнет этого дна».
Представитель ОПК вопрошает политиков Запада: «Хочется спросить: может быть, настал момент поставить диктатора перед личным ультиматумом – вместо глубокой озабоченности?»
Между тем эти призывы и даже обвинения звучат на фоне скандальной истории, связанной с именем другого представителя кабинета – по финансам и экономике – Татьяны Зарецкой. На днях она заявила, что покидает эту структуру, по ее словам, в связи с многочисленными угрозами, поступающими в ее адрес, а также ее родственникам и партнерам по бизнесу.
Однако белорусские оппозиционные журналисты считают, что дело в другом. Как утверждается в расследовании, проведенном интернет-ресурсом «Наша Нива», «Татьяна Зарецкая сделала себе имя на создании стартапа по производству новаторских светодиодных ламп и программного обеспечения (ПО) к ним, которые якобы дадут сокращение затрат электроэнергии до 75% и при этом улучшат урожайность растений в теплицах на 20%. Однако нет никаких свидетельств того, что эти лампы и ПО действительно существуют и продаются».
Зарецкую обвиняют в афере. «Наша Нива» сообщает: «Самое серьезное обвинение в сторону Зарецкой заключается в том, что она, получив на развитие своего Laava Tech грант Евросоюза, якобы показала доходность основной эстонской фирмы таким образом – открыв другую фирму в Польше и получив грант на поддержку мелкого бизнеса от правительства Польши (в размере 176,4 тыс. злотых – 37,5 тыс. евро), она якобы перевела его платежом за услугу на счет своего эстонского стартапа, чем ввела в заблуждение доноров, показав фиктивную коммерциализацию продукта, что стало причиной для выдачи последующего грантового транша».
Утверждается, что именно эти разоблачения и стали подлинной причиной ухода Зарецкой из политики.
Политолог Валерий Карбалевич так прокомментировал эту ситуацию в эфире белорусской редакции Радио «Свобода»: «Мы имеем дело с феноменом новобранцев в политике. В 2020 году, во время бурного политического кризиса, в политику пришло большое количество людей, ранее не занимавшихся политикой. Они жили своей жизнью и получали от этого удовольствие. Потом они ввязались в политику, в политическую борьбу. А в политике свои правила. Это сфера публичности, и в ней важны и влияют на их судьбу «скелеты в шкафу», которые есть у политиков».
Эксперт полагает: «Это мы наблюдаем в ситуации с Зарецкой. И в других ситуациях тоже. Ранее упоминалось, что Тихановский (муж Светланы Тихановской. – «НГ») очень неоднозначно отзывался о Крыме до 2020 года. Мы также помним историю с российским паспортом Валерия Сахащика (в ОПК отвечал за оборону и национальную безопасность. – «НГ»). Думаю, что история с Зарецкой не последняя из таких ситуаций. Но на будущее: прежде чем назначать людей на ответственные должности, их нужно как-то проверять, нужна какая-то «контрразведка». Судя по всему, у переходного кабинета такой структуры нет».