Для Аслана Бжания наступают сложные времена. Фото с сайта www.presidentofabkhazia.org
Абхазия оказалась на пороге нового внутриполитического кризиса. Лидер оппозиции Адгур Ардзинба пока в несколько завуалированном виде предложил президенту Аслану Бжания подать в отставку. Причина – невыполнение предвыборных обещаний. Другая причина, по мнению наблюдателей, в том, что в линии, которую ведет Бжания, все больше проявляется склонность к российской модели госуправления, а это в абхазском обществе считают мало подходящей к местным реалиям.
Три года назад Аслан Бжания выиграл президентские выборы, во многом благодаря провозглашенной склонности к реформам. Это именно то, в чем нуждалась Абхазия, которая закостенела экономически и стала зависеть от российских перечислений в свой бюджет. Идеи Бжания, в основе которых лежали тезисы о самостоятельности, привлекли избирателя, который поверил ему. «Однако весь реформаторский настрой, который три года назад позволил ему выиграть президентские выборы, иссяк в первый же год руководства республикой. Единственное, на что его хватило в этот период, – создание новой комиссии по конституционной реформе. Но и это не было доведено до ума», – заявил в беседе с «НГ» абхазский политолог Инал Хашиг.
По его словам, инертность президента на фоне обещанных преобразований оказалась настолько заметной, что это стали отмечать даже пропрезидентские СМИ и силы. Правда, они пытались это оправдать тяжелым наследством, которое досталось Бжания от его предшественника. И в этом была доля правды. Бжания начал заимствовать их тактические наработки. То есть действия Александра Анкваба и Рауля Хаджинба. А это было равносильно отказу от реформ и фактическому существованию за счет финансовой поддержки со стороны Москвы.
Поэтому Инал Хашиг считает, что велика вероятность того, что Бжания может повторить судьбу Анкваба и Хаджинба, которые уходили с президентского поста досрочно, под давлением оппозиции. По его мнению, Бжания не может не понимать этого. Тем более что получать финансы от России становится все труднее. И дело не только в спецоперации в Украине, требующей больших средств. С некоторых пор Москва требует от Абхазии встречного движения. Дело не только в желании получить госдачу в Пицунде (см. «НГ» от 31.07.22), но и в абсолютном допуске российского бизнеса к абхазским активам.
Инал Хашиг отметил, что президент может и готов пойти на это. Идея в абхазском обществе непопулярная – при допуске российского капитала в собственности частично признанной республики в считаные часы может ничего не остаться. При том что, когда российские олигархи сегодня обложены санкциями, Абхазия может стать для них «пространством импортозамещения».
С учетом этого, видимо, не случайно активизировалась оппозиция. Ее лидер Адгур Ардзинба считает, что три года власти Аслана Бжания вполне достаточный срок для выполнения предвыборных обещаний, на которые он не скупился.
Именно с таким призывом Ардзинба обратился к президенту через абхазские СМИ. По ходу обращения он поставил перед Бжания ряд острых вопросов и потребовал дать ответ на них. Он напомнил, что Бжания должен был провести референдум о доверии его политике после половины президентского срока, но так и не сделал этого. По мнению Ардзинба, Бжания провалил реформу органов госуправления, по которой должно было резко быть сокращено количество чиновников. В своем обращении оппозиционер затронул болезненные для абхазского общества вопросы непотизма и кумовства – по его словам, в эшелонах власти сплошные родственники. Более того, все они – «успешные бизнесмены».
В своих вопросах Ардзинба попутно раскритиковал Аслана Бжания за неэффективную экономику. Отдельная статья – объекты, на которые претендует Россия, а также проваленная инициатива по расследованию громких преступлений, в том числе едва не доведшая Абхазию до гражданской войны история отравления самого Бжания. Плюс масса претензий «по мелочи».
По мнению экспертов, вопросы Адгура Ардзинба являются намеком или предложением Аслану Бжания покинуть пост президента по той причине, что он не выполнил обещания. В Абхазии это очень нелестно. Тем более что обращение Ардзинба завершается риторическим вопросом к абхазскому народу: «Считаете ли вы, что многострадальную Абхазию с богатейшей историей и культурой может возглавлять человек, который не выполняет своих обещаний и не держит слова? Способен ли такой человек в это тяжелое нестабильное время провести наш народ через все предстоящие испытания?..»