0
4437
Газета СНГ Интернет-версия

22.01.2023 20:35:00

В Белоруссию надеются вернуться меньше половины эмигрантов

Социологи нарисовали коллективный портрет тех, кто покинул страну

Тэги: белоруссия, политэмигранты, диаспора, опрос, оппозиция, лукашенко

Политический кризис в Белоруссии 2020. Все статьи по теме



белоруссия, политэмигранты, диаспора, опрос, оппозиция, лукашенко Фото REUTERS

Опубликованы результаты нового социологического опроса, охватившего как белорусов зарубежья, так и тех, кто остался в стране. Данные свидетельствуют о том, что Белоруссию покинули главным образом молодые, образованные и достаточно обеспеченные люди. Вернуться надеются только 42%. Между тем Александр Лукашенко, общаясь со своими сторонниками, говорит, что 90% «беглых» жалеют о своем выборе и готовы отправиться на родину. Но условия, на которых это может произойти, власть и эмигранты видят очень по-разному.

Центр новых идей совместно с инициативой «Народный опрос» обнародовали на днях результаты онлайн-исследования, которое они провели осенью 2022 года. Был опрошен 1631 респондент за пределами Белоруссии и 1267 человек внутри страны. Социологи пытались понять, чего белорусы ждут от будущего и, разумеется, что они из себя представляют сегодня.

Исследователи обнаружили, что наиболее распространенный типаж среди представителей белорусской диаспоры – это мужчина в возрасте 30–35 лет с высшим образованием и доходом выше среднего. В 2021–2022 годах этот усредненный персонаж покинул Белоруссию по политическим мотивам и сейчас, с наибольшей вероятностью, проживает в Польше. «В целом белорусскую диаспору можно охарактеризовать как молодую, образованную и неплохо обеспеченную, покинувшую Белоруссию по соображениям безопасности», – отмечается в исследовании. Количество мужчин и женщин в этой среде распределяется как 53,2% и 46,2% соответственно (при ответе на вопрос о поле 0,6% выбрали вариант «другое»).

Надо отметить, что большинство опрошенных отнюдь не бедствуют: 12% имеют очень высокие доходы; 33,5% обладают средствами, достаточными для покупки автомобиля; 27,8% могут свободно позволить себе дорогостоящие покупки. Кто-то работает по найму в стране пребывания. Меньшая часть квалифицирует себя как фрилансеров.

Основные государства, где осели белорусские эмигранты: Польша (45%), Грузия (10,1%) и Литва (8,4%), Германия (6,4%).

На вопрос «Вернутся ли они на родину?» 42,1% ответили утвердительно. 35,6% затруднились с ответом. Не планируют возвращаться 25,3%. «Все зависит от внутриполитической ситуации, 95% человек указали, что фактор режима Лукашенко существенно влияет на их решение о возвращении», – указывают авторы исследования.

Интересно, что на вопрос социологов, кто сейчас имеет больше возможностей влиять на ситуацию в Белоруссии, уехавшие или оставшиеся, большинство по обе стороны границы, ответило: «и те, и другие». «В целом и диаспора, и белорусы внутри страны понимают, что оказывать воздействие на режим и достигать целей протеста можно только совместными усилиями. В то же время для белорусов внутри страны более характерны пессимистические настроения, которые подводят их к надежде на диаспору как на главного актора в защите своих интересов и возможном позитивном развитии ситуации в стране», – утверждают авторы исследования.

Сколько точно уехало из Белоруссии после 2020 года – неизвестно. Но все исследователи определенно говорят о более чем 100 тыс. Один из авторов данного исследования социолог Геннадий Коршунов так ранее оценивал эту цифру: «Это очень много! Темпы развития общества, эффективность развития зависят от небольшого количества людей. Это 5–7% от всего сообщества. Режим выжимает более активную, наиболее образованную часть общества».

Характерно, что у Александра Лукашенко, видимо, своя особенная социология. Выступая на приеме, устроенном для журналистов, политологов, артистов, спортсменов и прочих «лидеров общественного мнения», он заявил, что те, кто недавно противопоставлял себя власти и выступал против «режима», радикально переосмыслили свою позицию. Лукашенко подчеркнул: «А сегодня они видят в таком режиме свое спасение. Процентов 90 тех. Я уже говорил об этом в храме: мы к этому готовы. В какой форме это будет, какой путь они должны пройти обратно к себе домой – вам определять». Это высказывание дало ответ на вопрос о том, что Лукашенко понимает под «шагом навстречу» эмигрантам, о готовности к которому он заявил во время празднования Рождества. Очевидно, что главным условием является признание «беглыми» спасительной роли его «режима».

Между тем политолог Артем Шрайбман считает, что вопрос уже не только в личности самого Александра Лукашенко, а в его окружении, том самом «режиме». На интернет-портале «Салидарнасць» эксперт отмечает: «Я не знаю, что творится в головах у конкретных персон. Но понимание того, что будет эра после Лукашенко, у них уже присутствует. Они поменяли Конституцию именно с прицелом на то, как Лукашенко будет постепенно покидать власть или, по крайней мере, выращивать себе смену».

Аналитик подчеркивает: «Концепция «коллективного Лукашенко», которого необходимо создать, тоже исходит от провластных аналитиков, а не оппозиционных. Поэтому принимаются законы, чтобы не допустить прихода оппозиции к власти: о лишении гражданства, запрете выдвигаться на выборах, если есть ВНЖ в другой стране». Тем не менее эксперт не теряет оптимизма и явно относится с тем 42%, которые нацелены на возвращение. 


Читайте также


Венгерский премьер ищет способы сохранить власть

Венгерский премьер ищет способы сохранить власть

Надежда Мельникова

На фоне громкого скандала Виктор Орбан начал реформу, укрепляющую институт президентства

0
298
Россияне не радуются победе над инфляцией

Россияне не радуются победе над инфляцией

Михаил Сергеев

В РФ растет число экономических пессимистов

0
410
Выписанные лекарства не может купить каждый пятый пациент

Выписанные лекарства не может купить каждый пятый пациент

Ольга Соловьева

Инвалиды и сельские жители достают необходимые медпрепараты с большими проблемами

0
405
Трамп засомневался в победе на выборах в Конгресс

Трамп засомневался в победе на выборах в Конгресс

Геннадий Петров

Президенту США и его партии предстоит трудный год

0
371