Оппозиция пригрозила властям новыми акциями протеста, если они не пустят польских врачей к Саакашвили. Фото Reuters
Группа врачей из Польши, сформированная Евросоюзом, получила согласие властей Грузии на обследование экс-президента Михаила Саакашвили, находящегося под арестом. Уточняются дата и детали приезда. Официальный Тбилиси продолжает утверждать, что Саакашвили симулирует и специально ухудшает состояние здоровья, чтобы выйти на свободу. Правящая «Грузинская мечта» убеждена, что определенные западные круги целенаправленно работают на смену власти в Грузии.
Оппозиция успела пригрозить властям многотысячными акциями протеста, если они начнут чинить препятствия польским врачам, и требует поскорее утрясти формальности, связанные с их приездом. Усиливается давление со стороны ряда западных политиков и институтов с целью освободить Михаила Саакашвили.
Одним из последних выступил бизнесмен-миллиардер Билл Браудер, известный критическим отношением к Кремлю. Отметив, что нужны быстрые действия, иначе Саакашвили умрет, Браудер призвал Евросоюз ввести санкции в отношении лиц, ответственных за состояние здоровья экс-президента Грузии.
Со специальным заявлением выступил посол Великобритании в Грузии Марк Клейтон: «Ситуация вокруг Саакашвили наносит ущерб международной репутации Грузии. Мы постоянно напоминаем правительству Грузии об этом и призываем найти выход».
Находящегося под охраной в тбилисской частной клинике «Вивамед» Саакашвили навестил омбудсмен Леван Иоселиани. Он сообщил, что заверил экс-президента в том, что в связи с его здоровьем будут сохранены все механизмы мониторинга, включая медицинский консилиум.
Оппозиция вдохновлена отступлением властей, которые под давлением молодежи отказались от принятия законопроекта «Об иностранном влиянии». Оппозиционные лидеры во всеуслышание говорят, что знают теперь, как бороться с правящей «Грузинской мечтой». Главный вопрос – поддержит ли молодежь их акции – выносится за скобки.
Между тем известно, что 7–9 марта во время митингов против упомянутого законопроекта большая часть протестующих студентов и представителей НПО жестко дистанцировалась от оппозиционных политиков, призывавших к экстремистским действиям. Они же отказали им в те дни в выдвижении иных лозунгов, не имеющих отношения к закону об иноагентах. Именно поэтому, во всяком случае на первых порах, не было никаких требований по освобождению Саакашвили или участию в конфликте в Украине. И только после решения «Грузинской мечты» отозвать скандальный законопроект на площади перед парламентом зазвучали другие темы.
В любом случае ситуация в Тбилиси непростая. Массовые акции не исключены. Дело может оказаться не в симпатиях к Саакашвили, а скорее в антипатии к «Грузинской мечте». Понимая сложность обстановки, лидеры правящей партии и члены правительства уик-энд провели в курортном городе Боржоми и обсудили план своих ближайших действий. О чем конкретно шла речь, не известно. По слухам, в числе обсуждаемых тем якобы был вопрос об уходе из «Грузинской мечты» группы авторитетных депутатов во главе с бывшим министром здравоохранения Давидом Сергеенко.
Накануне же мэр Тбилиси Каха Каладзе в эфире телекомпании «Имеди» проанализировал общую ситуацию в стране. Он заявил, что «так называемые друзья Грузии пытаются любой ценой сменить власть в стране». По его словам, он хорошо знаком с европейскими ценностями (Каладзе много лет защищал цвета футбольного «Милана». «Но когда тебе говорят, что ты должен быть рабом, это неприемлемо», – сказал Каладзе. Один из лидеров «Грузинской мечты» заверил, что власти намерены выполнить все рекомендации ЕС для получения статуса кандидата в члены Евросоюза. «Но я опять же не уверен на 100%, что будет принято положительное решение по статусу, потому что его используют как политическое оружие», – считает Каладзе. Он обратил внимание на продолжающиеся попытки втянуть Грузию в российско-украинский конфликт. Тбилисский мэр подчеркнул, что они исходят как от украинских политиков и их грузинских друзей, так и от стран, экономика и возможности которых многократно превосходят потенциал Грузии.
«Мы сохранили мир, страна развивается, у нас экономический рост, мы стремимся в Европу, почему, зачем должны быть напряженность, война, почему должны быть перенаселенные города, беженцы...» – объяснил Каладзе причины категорического нежелания властей Грузии более активного участия в российско-украинском конфликте.