Украинскому зерну открывают польский коридор. Фото Reuters
Варшава и Киев условились о возобновлении транзита украинского зерна по польской территории. Этому предшествовали сообщения о договоренности с Брюсселем по выплате еще 100 млн евро пяти пострадавшим странам. Официальных подтверждений решения в ЕС нет. Главная цель польской стороны, похоже, заключалась в том, чтобы заставить ЕС доплатить за дальнейшее действие «коридора солидарности» с Украиной, предположили эксперты. Хотя, с учетом переизбытка украинского зерна в Европе, непонятно, куда далее может быть направлен транзит украинского зерна. Не исключено, что его используют третьи страны для перепродаж на Африканский континент.
Украина согласовала возобновление транзита зерна и иной сельскохозяйственной продукции по территории Польши в ночь на 21 апреля.
Об этом сообщила первый вице-премьер-министр – министр экономики Юлия Свириденко по итогам состоявшихся в Варшаве переговоров. Сейчас, по ее словам, украинское правительство ожидает официального согласования с польской стороной технических аспектов транспортировки своей аграрной продукции по территории соседней страны.
Напомним, 15 апреля Варшава до 30 июня временно приостановила агроэкспорт из Украины, а также его транзит. В последующие дни аналогичные запреты на импорт украинской сельхозпродукции ввели Венгрия и Словакия. В Европейской комиссии (ЕК) осудили принятые в одностороннем порядке упомянутые решения и подчеркнули, что торговая политика находится в компетенции руководства ЕС.
Тем не менее уже во вторник польские СМИ сообщили, что стоимость второго пакета поддержки Еврокомиссии для фермеров из пяти стран, пострадавших от наплыва украинской сельхозпродукции, составит 100 млн евро. Как ожидалось, соответствующее решение может быть принято уже в ближайшие дни. Причем Польше, по прогнозам, из общего пакета в 100 млн евро полагалась почти треть – около 30 млн евро. Отметим, что и в рамках первого пакета помощи в размере 56 млн евро, также предоставленного в конце марта Болгарии и Румынии, большая доля предназначалась для Варшавы. Кроме того уточнялось, что деньги на финансовую поддержку фермеров поступят из бюджета ЕС – из антикризисного резерва. Также предусматривалось принятие необходимых мер Еврокомиссией для того, чтобы транзит зерна из Украины в рамках «коридоров солидарности» достигал места назначения, то есть Африки, а не оседал в соседних европейских странах.
Правда, пока данная информация не получила официального подтверждения. Лишь прошла информация, что поднятые вопросы также предполагается обсудить на встрече министров сельского хозяйства ЕС в Люксембурге 25 апреля. Наряду с прочим на вторую половину дня среды также намечались онлайн-консультации вице-президента Еврокомиссии Валдиса Домбровскиса с представителями пяти стран – Польши, Венгрии, Румынии, Болгарии и Словакии, которые в конце марта направили ЕК совместное письмо с требованием отреагировать на проблемы местных аграриев, возникшие из-за украинского зернового экспорта.
На таком фоне в среду о введении запрета на импорт зерна и других продуктов питания из Украины также объявило правительство Болгарии. По информации болгарского агентства BGNES, исключение сделали лишь для товаров, следующих транзитом. На рынке страны до сих пор находится значительный объем украинской сельскохозяйственной продукции, пояснил исполняющий обязанности премьер-министра Болгарии Гылыб Донев. И добавил: «Мы вынуждены принять эту меру на национальном уровне, поскольку европейские власти все еще рассматривают возможность адекватной реакции на изменившиеся обстоятельства».
Тогда как правящая в Румынии Социал-демократическая партия тоже заявила накануне, что намерена призвать правительство принять чрезвычайный указ о временном запрете на импорт украинского зерна. Это необходимо для защиты румынских фермеров «в условиях, когда компенсации, полученные от Еврокомиссии, не могут покрыть общую стоимость нанесенного им ущерба», указали социал-демократы.
Очевидно в сложившейся ситуации, заметил «НГ» депутат Верховной рады Украины (ВР) V–VII созывов Спиридон Килинкаров, главной задачей для той же Польши стало получение новой внушительной суммы поддержки от ЕС. Для этого и были организованы протестные акции местных фермеров, а также перекрыт транзит. А что касается общего запрета на ввоз украинской сельхозпродукции, в частности включившего фрукты-ягоды и мед, то следует отметить, что для упомянутой продукции установленный срок – до 30 июня – не актуален. «Скорее всего упомянутые запретные меры были призваны усилить эффект давления, предпринятого Варшавой в отношении руководства ЕС. Поскольку Евросоюз сам поставил себя в подобную ситуацию и теперь заинтересован в ее скорейшем разрешении с тем, чтобы продемонстрировать солидарность с Украиной. За это Польше, Болгарии, Румынии и другим странам придется больше заплатить, например, немцам, работающим с утра до вечера», – определил Килинкаров.
В то же время, продолжил он, известно, что сегодняшние объемы заполнения европейских зернохранилищ на 40% превышают обычные. И в условиях кризиса, порожденного переизбытком накопленного зерна, неизбежно возникает вопрос, куда будет осуществляться возобновленный зерновой транзит. Он тем более актуален сегодня, когда местные фермеры спешат освободить элеваторы для будущего урожая. И не исключено, что вопреки звучащим призывам передать скопившееся зерно бедным африканским государствам, оно может быть использовано третьими странами для спекулятивной перепродажи все тем же представителям Черного континента, предположил аналитик.
Примечательно, что ранее возникший «зерновой кризис» эксперты также увязывали с подспудным противостоянием между пострадавшими от него восточноевропейскими и «старыми» странами ЕС, которые и заработали на экспорте дешевого украинского зерна.
Кстати, по сообщениям СМИ, министр сельского хозяйства Германии Джем Оздемир накануне раскритиковал Польшу за прекращение импорта украинского зерна. «Европейская солидарность не должна приноситься в жертву краткосрочным национальным индивидуальным интересам», – указал Оздемир.
Между тем одновременно возникли перебои и в работе черноморского «зернового коридора». В связи с чем вице-премьер-министр развития общин, территорий и инфраструктуры Украины Александр Кубраков по приглашению турецкого министра обороны Хулуси Акара отправился во вторник в Турцию. Как утверждали в Киеве, представители РФ еще с 10 апреля начали формировать план инспекций проходящих по «зерновому коридору» судов по собственному усмотрению, в результате чего 17–18 апреля инспектирование сухогрузов оказалось сорвано. Правда, в распространенных ранее разъяснениях МИД РФ беспрецедентный срыв инспекций увязывался со стремлением украинских представителей заработать даже на получении взяток за продвижение в ими же созданной очереди сухогрузов.
В итоге в ходе переговоров с турецкой стороной было достигнуто согласие «относительно возобновления регистрации и инспектирования судов, прибывающих под загрузку украинским зерном», рассказал Кубраков. Впрочем, поскольку с 18 марта РФ продлила сроки «зернового соглашения» не на 120 дней, как прежде, а только на 60, также возникают сомнения и относительно дальнейшего ее сохранения.
Названное соглашение является двусторонним, напомнил Спиридон Килинкаров. Однако та его часть, что касается интересов России, по-прежнему не выполняется. И сложно представить, что в Организации Объединенных Наций с участием Турции смогут в столь сжатые сроки устранить ограничения, затрагивающие интересы РФ. Так что с экономической точки зрения для Москвы продлевать зерновую сделку не целесообразно. Хотя в последний раз ее продлили, видимо, по политическим соображениям, с учетом предстоящих 14 мая президентских выборов в Турции.