0
6570
Газета СНГ Интернет-версия

17.05.2023 19:38:00

Китай меняет формат сотрудничества с Центральной Азией

Пекин может учесть интересы Москвы при работе с соседями России

Тэги: китай, центральная азия, саммит, сиан, участники


китай, центральная азия, саммит, сиан, участники Касым-Жомарт Токаев провел с Си Цзиньпином переговоры тет-а-тет. Фото с сайта www.akorda.kz

В Сиане 18–19 мая пройдет первый саммит «Китай – Центральная Азия». Ожидается, что главы государств обсудят создание нового механизма сотрудничества в различных областях и подпишут важные политические документы. В частности, КНР и Казахстан готовят соглашение о взаимном безвизовом режиме. Саммит следует рассматривать в контексте состоявшейся 9 мая встречи президента Владимира Путина с главами центральноазиатских государств. Эксперты полагают, что формируется новая ось «5+2» (Центральная Азия плюс Китай и Россия).

В заседании под председательством главы КНР Си Цзиньпина примут участие президенты Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана.

Несмотря на то что Россия не принимает участия в мероприятии, ее интересы могут быть учтены, считает исполнительный директор Центра стратегических решений «Аппликата» Кубатбек Рахимов. По мнению эксперта, формируется новая ось – Центральная Азия плюс Китай и Россия. «Семерка» имеет свои механизмы и проекции, которые отличаются, например, от ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) или проекта «Один пояс – один путь», а также его сопряжения с ЕАЭС (Евразийское экономическое сообщество). «Четкая фокусировка двух политических акторов на регионе более эффективна, чем абстрактные планы, такие как создание банка ШОС. Таким образом, может быть создана практичная конфигурация в области энергетики, воды, транзита и переосмысления общего пространства. Это уникальная возможность сотрудничества, которая приобретает новое качество по сравнению с прошлым. Ранее было соперничество и противостояние, подходящие под формулировку «русский штык и китайский юань», – Россия занималась укреплением политической интеграции, а Китай системно и мощно кредитовал правительства стран Центральной Азии для развития энергетических, инфраструктурных проектов. Это была полноценная экономическая экспансия. При этом Китай говорил: «Мы не вмешиваемся ни в права человека, ни во внутреннюю политику каждой из стран», тем самым перехватывал повестку у международных институтов развития», – сказал «НГ» Кубатбек Рахимов.

По мнению эксперта, для Китая важно развивать многосторонние контакты в регионе, а не только двусторонние. Необходимо обсуждать проекты, связанные с синхронизацией и согласованной политикой в области инфраструктуры и развития энергетического сектора, чтобы избежать противоречий, поскольку внутренние механизмы региона могут быть в конфликте с интересами России и Китая. В настоящее время Москве важно направить часть своих углеводородов на китайский рынок, но для этого требуется центральноазиатская инфраструктура в режиме транзита. «Поэтому необходима гармонизация и синхронизация внутренних планов стран Центральной Азии, население которой уже достигло 75 млн человек. В настоящее время в регионе отсутствуют согласованные общие стратегии: проект «Один пояс – один путь» недостаточно учитывает интересы России, а сопряжение с проектами ЕАЭС не обеспечивает достаточного уровня взаимодействия из-за слабости институционального механизма Евразийской комиссии», – полагает Рахимов.

Главы стран Центральной Азии тщательно подготовились к мероприятию и представили значительный пакет предложений. Киргизия, в частности, заинтересована в ускорении строительства железной дороги Китай-Киргизия-Узбекистан, однако власти подчеркивают необходимость учета национальных интересов. «Мы должны приложить максимум усилий, чтобы проект начался и был завершен, но с учетом наших национальных интересов и интересов других наших стратегических партнеров. Это относится, в частности, к ширине колеи», – заявил депутат, член комитета по бюджету, экономической и фискальной политике Жогорку Кенеша (Парламента) Кыргызской Республики, лидер фракции «Ынтымак» Марлен Маматалиев. Именно из-за позиции Киргизии переговоры по строительству железной дороги Китай-Киргизия-Узбекистан не продвигались вперед более 20 лет. Но только сейчас появились положительные сдвиги: в сентябре 2022 года было подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве по проекту строительства железнодорожного участка на территории Киргизии. В настоящее время работы находятся на стадии технико-экономического обоснования, которое должно быть завершено к 1 июня 2023 года. Китай на этот проект готов выделить 2 млрд долл. В его завершении заинтересован и соседний Узбекистан.

В киргизский список проектов также включается открытие третьего автомобильного перехода в Иссык-Кульской области и строительство ряда гидроэлектростанций. Предоставленный киргизской стороной список проектов обширен, но их реализация затрудняется огромным внешним долгом перед Китаем, который является главным кредитором республики. Более того, с учетом новых проектов, которые Пекин запланировал в Киргизии – строительство завода по сборке электромобилей и установка солнечной станции мощностью 1 ГВт в Иссык-Кульской области, – эта сумма значительно возрастет.

Не исключено, что вопрос погашения долга, который составляет 1,7 млрд долл., будет поднят в ходе двусторонних переговоров председателя Си Цзиньпина и президента Киргизии Садыра Жапарова. Ранее премьер-министр Акылбек Жапаров предупреждал: «Если мы не сможем выплатить долг, китайский Эксимбанк введет управляющую компанию, к которой перейдут наши стратегические объекты». Накануне Садыр Жапаров заявил, что Киргизия выплачивает долг без задержек.

Для других стран Центральной Азии наиболее обсуждаемыми были вопросы совершенствования транспортной инфраструктуры по маршрутам Китай – Центральная Азия и Китай – Европа через Центральную Азию, а также повышения пропускной способности пограничных пунктов пропуска. Все это должно создать условия для наращивания грузо- и пассажиропотоков.

В Казахстане началось строительство второй магистрали участка дороги Достык-Мойынты. Его открытие позволит увеличить пропускную способность участка до пяти раз и нарастить объемы транзитных перевозок в Европу. Кроме того, как сообщает портал Tengritravel со ссылкой на Министерство иностранных дел Казахстана, Пекин и Астана готовы ввести взаимный безвизовый режим и в ближайшие дни подпишут соответствующие документы. 


Читайте также


Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
393
Куда катится мировой автопром

Куда катится мировой автопром

Михаил Аким

Производство электромобилей дешевеет вслед за распространением необходимых технологий

0
809
Азия наращивает потребление газа

Азия наращивает потребление газа

Сергей Правосудов

К 2050 году спрос на СПГ в восточных и юго-восточных регионах приблизится к 350 млн т

0
2224
Нового президента США ждут в Китае

Нового президента США ждут в Китае

Геннадий Петров

Вскоре после инаугурации Трамп может отправиться в Пекин

0
2348

Другие новости