0
3629
Газета СНГ Интернет-версия

13.06.2023 20:02:00

Европа не видит нарушений прав русскоязычных в Украине

Венецианская комиссия не усмотрела в законе о нацменьшинствах, принятом Верховной радой, главной причины военного конфликта

Тэги: венецианская комиссия, украина, закон, нацменьшинства, сегрегация, права, русскоязычные

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

венецианская комиссия, украина, закон, нацменьшинства, сегрегация, права, русскоязычные Депутаты Верховной рады принимали закон о нацменьшинствах без учета русскоговорящих граждан. Фото с сайта www.rada.gov.ua

Венецианская комиссия в целом приветствовала утверждение украинского закона о нацменьшинствах. Хотя и порекомендовала принять ряд поправок, в частности направленных на устранение дифференцированного подхода к различным нацменьшинствам. В первую очередь это должно было касаться наиболее многочисленной группы граждан Украины русской национальности, ставших главными объектами проводимой киевскими властями политики насильственной украинизации.

Представленные накануне оценки Венецианской комиссии касались как непосредственно закона о национальных меньшинствах, вступившего в силу с марта текущего года, так и других связанных с ним документов. При этом в целом в комиссии приветствовали утверждение закона, предоставившего ряд гарантий для представителей нацменьшиств, но указали, что для их соответствия международным стандартам некоторые положения следует пересмотреть.

Правда, там не только не конкретизировались очевидные проблемы с дискриминацией наиболее многочисленной группы нацменьшинств – граждан русской национальности, проживающих на исторически российских территориях в пределах нынешних украинских границ, но также не обозначались ни сами эти люди, ни связанное с ними государство. Как, собственно, отсутствовали подобные упоминания и в самом законе.

Против подобных проявлений «сегрегации, которые в Киеве пытаются закрепить на законодательном уровне», тогда выступила и официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. Она отметила, что международные и европейские правозащитные организации предпочитают закрывать глаза на любые ущемления прав человека, если речь идет об этнических русских, которые обозначены в тексте данного документа как «идентифицирующие свою принадлежность по этническому происхождению с государством, признанным на Украине и/или международными организациями государством-террористом (государством-агрессором)».

На таком фоне тем более примечательно, что приведенные в последующем заключении Венецианской комиссии формулировки необходимых поправок оказались весьма обтекаемыми. В частности, там порекомендовали отказаться от обязательного перевода на украинский язык информации о публичных мероприятиях по просьбе посетителей (зрителей) или по крайней мере пересмотреть его в свете принципа пропорциональности. Также с его учетом предлагалось пересмотреть требования по изданию книг и деятельности книжных магазинов и обеспечить большую правовую определенность в возможности перевода официальных надписей и общей информации на язык меньшинств. Кроме того, предписывалось распространить право на организацию мероприятий на языках меньшинств для всех лиц, а в сопутствующих документах – «пересмотреть положения, содержащие ограничение свободы использования языка меньшинства и дифференцированное отношение к языкам меньшинства в свете предыдущих выводов Венецианской комиссии». Также с учетом ее заключений необходимо скорректировать и отложить трансформацию школьной системы на языках меньшинств, указали авторы рекомендации. И в завершение заверили, что продолжат контактировать с украинскими властями.

Таким образом, в Венецианской комиссии признали наличие проблемных положений и определенных диспропорций в регламентации прав нацменьшинств в новом законе, принятом Верховной радой Украины в декабре 2022 года, в том числе по ее собственному настоянию – в рамках заявленного Киевом процесса евроинтеграции. И это позитивный факт. Но в то же время содержащиеся в рекомендациях пункты оказались даже более обтекаемыми, нежели, скажем, в 2019 году, когда Венецианская комиссия представила свои оценки по новому закону «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», принятого при предыдущем президенте Петре Порошенко. Данным документом, в частности, предусматривались квоты на использование украинского языка в телеэфире, вводилось обязательное требование к претендентам на получение украинского гражданства сдать языковой экзамен, а также запрещалось использование русского языка и языков других национальных меньшинств в сфере образования. Причем, комментируя эти откровенно дискриминационные решения Киева для национальных меньшинств в языковой сфере, члены Венецианской комиссии, по замечанию российских СМИ, деликатно трактовали их как «несоблюдение баланса между укреплением украинского языка и защитой языковых прав меньшинств».

В какой мере помогут исправить дело предложенные поправки Венецианской комиссии? Прислушаются ли к ним в Киеве, при том что именно нежелание украинских властей учитывать интересы доминировавшего русского населения на Донбассе послужило одной из главных причин военного конфликта, продолжающегося с 2014 года?

Обсуждаемые рекомендации Венецианской комиссии не первые, напомнил «НГ» заведующий отделом Украины Института стран СНГ Иван Скориков. И потому всерьез рассчитывать на то, что они повлияют на изменение ситуации с правами нацменьшинств на законодательном и правоприменительном уровне, было бы наивно. Как известно, Венецианская комиссия – это организация с открытым членством и ее рекомендации направлены на стандартизацию требований, к которым следует стремиться. Обязательного характера они не имеют. Не исключено, что Украина их проигнорирует, как делала это прежде. В том числе, когда там последовательно принимали все новые законы, направленные на тотальную украинизацию различных сфер – от образовательной до бытовой. При этом ожидать реальных претензий со стороны ЕС вряд ли приходится. Поскольку в Брюсселе не планируют в ближайшей перспективе принять Украину в евросообщество. Хотя и в Киеве используют вероятность вступления в ЕС, скорее в качестве некой путеводной звезды. При этом там сделали хитрую вещь, оговорив соблюдение конкретного набора прав нацменьшинств лишь для сограждан, относящихся к представителям стран Евросоюза, из которых люди русской национальности оказались как бы объективно исключены, уточнил Скориков. В условиях военного конфликта, прибавил он, и многие проживающие там русские подвергают себя добровольной дерусификации. «Сегодня признать себя русским это в лучшем случае значит записаться в неблагонадежные граждане, а в худшем – в сепаратисты. Хотя если проследить за практическими проявлениями самоидентификации, то окажется, например, что в общем количестве запросов на русском языке с территории Украины свыше 80% составляли запросы на русском языке. Аналогичная картина наблюдалась и при выборе языка для использования услуг банкоматов. Очевидно, что пока такое искусственное «украинство» не преодолеть необязательными расплывчатыми требованиями Венецианской комиссии», – заключил завотделом Украины Института стран СНГ. 


Авторы российских Telegram-каналов следили за общением президента РФ Владимира Путина, которое было ожидаемо посвящено ситуации в Украине, большей частью, военным ее аспектам. «Так за что мы воюем? Ещё совсем недавно Москва требовала от США и НАТО письменных гарантий невступления Украины в альянс и выполнения Киевом Минских соглашений (прекратить обстрелы Донбасса), - пишут авторы канала «Мюсли вслух». - Сейчас - на фоне огромных территориальных, людских и экономических потерь Украины - эти требования выглядят совсем не сложными для выполнения. Тем более что все уже знают: каждое последующее предложение Москвы для непонятливых всегда хуже, и мирные переговоры с самого начала были в интересах Киева».

«После такой «сверки часов» информационные машины блогеров и традиционных СМИ получают достаточный запас синхронного хода, - полагает «Темник». -Входящего импульса хватает на какое-то время для того, чтобы вправить мозги и пресечь анархию. В условиях начавшегося контрнаступа ВСУ наступил как раз такой момент, чтобы угомонить охотников за хайпом и сенсационным контентом».


Читайте также


О готовности украинцев к территориальным уступкам

О готовности украинцев к территориальным уступкам

Социология без политического процесса – это зачастую вопросы без ответов

0
891
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
1695
Корейский, балтийский, финский – в Киеве отвергают новые варианты урегулирования

Корейский, балтийский, финский – в Киеве отвергают новые варианты урегулирования

Наталья Приходко

В Украине надеются заинтересовать 47-го президента США персональным "планом победы"

0
1916
Об эксперименте по изменению неприкосновенных основ конституционного строя России

Об эксперименте по изменению неприкосновенных основ конституционного строя России

Местную власть встраивают в вертикаль по факту, чтобы потом зафиксировать это законом

0
1611

Другие новости